Тагильчане, пользующиеся услугами ломбардов, столкнулись с проблемой: переданное в залог имущество ломбард не возвращает, ссылаясь на форс-мажор. Ситуацию прокомментировала специалист отдела экспертиз защиты прав потребителей консультационного пункта Нижнего Тагила С.А. БАРЫШНИКОВА:
- В одном из подразделений ломбарда, расположенного на территории Нижнего Тагила, похищено имущество. В том числе были украдены ювелирные изделия, принадлежащие гражданам и переданные ими в залог ломбарда для получения денежного займа. После случившегося в отдел экспертиз защиты прав потребителей Нижнего Тагила участились обращения граждан, которые жалуются на то, что ломбард отказывается возвращать заложенное имущество.
В этой ситуации нужно понимать, что правоотношения, возникающие при кредитовании граждан под залог принадлежащих им вещей и деятельность по хранению вещей, регулируются положениями Гражданского кодекса РФ и федерального закона от 19.07.2007 г. №196-ФЗ «О ломбардах».
В соответствии с федеральным законодательством, по условиям договора хранения гражданин (физическое лицо) – поклажедатель сдает ломбарду на хранение принадлежащую ему вещь, а ломбард обязуется осуществить на возмездной основе хранение принятой вещи.
И опять же, согласно федеральному закону, в ломбарде (в каждом территориально обособленном подразделении) должны быть созданы условия для хранения заложенных и сданных на хранение вещей, обеспечивающие их сохранность, отсутствие вредных воздействий и исключающие доступ к ним посторонних лиц.
На основании п. 4 ст. 358 Гражданского кодекса РФ ломбард несет ответственность за утрату или повреждение переданного ему предмета залога, если не докажет, что может быть освобожден от ответственности в связи с обстоятельствами непреодолимой силы. Однако кража имущества не относится к обстоятельствам непреодолимой силы. Следовательно, ломбард, который в полной мере не обеспечил в помещениях условий для хранения заложенных вещей, обязан возместить причиненный имущественный вред гражданину в полном объеме.
Право гражданина на полное возмещение причиненных ему убытков, в том числе вследствие некачественно оказанной услуги, также закреплено в законе «О защите прав потребителей». При этом залогодержатель отвечает за утрату предмета залога в размере его действительной стоимости независимо от суммы, в которую был оценен предмет залога при передаче его залогодержателю.
Для восстановления нарушенного права потребитель вправе обратиться с письменной претензией к ломбарду. Претензия составляется в двух экземплярах с четко сформулированными требованиями и вручается под роспись представителю ломбарда либо направляется заказным письмом с уведомлением. При неудовлетворении претензии в добровольном порядке потребитель имеет право обратиться в суд.
При возникновении вопросов потребитель может обратиться в отдел экспертиз в сфере защиты прав потребителей: Свердловская область, г. Нижний Тагил, ул. Карла Маркса, 29, каб. 1, 2. Тел.: (3435) 41-83-62.