Знакомая многим ситуация: предприниматель покупает частный дом в жилом секторе или просто земельный участок, предназначенный для индивидуального жилого строительства, а через какое-то время на этом месте появляются: магазин строительных материалов, автомойка, шиномонтажная мастерская, автосервис, агентство ритуальных услуг, фирма по изготовлению памятников, мебельный цех или что-то другое. Все зависит от фантазии и возможностей бизнесмена.
Автомойка по улице Победы, 9, - в списке незаконных предпринимательских объектов. Кроме того, она располагается в зоне санитарно-защитного озеленения.
Соседи на происходящее реагируют по-разному. Кто-то доволен: ведь это так удобно, когда магазин рядом. Другим все равно. Третьи категорически не хотят мириться с беспокойными соседями – сюда постоянно приезжает транспорт, шум, пыль и т.д. Но как бы жители близлежащих домов ни противились такому соседству, незаконно возведенные предпринимательские объекты появлялись и появляются. На шустрых предпринимателей народ идет жаловаться в местную администрацию, гордуму и всевозможные надзорные ведомства. Предприниматели пытаются переоформить землю, сменив ее назначение: с жилого на коммерческое.
Кому в этой ситуации помогать? Чье мнение должно учитываться? В этих и других вопросах попытались разобраться депутаты постоянной комиссии по развитию предпринимательской деятельности, муниципальной собственности, градостроительству и землепользованию городской Думы.
От скотного двора до шиномонтажной мастерской
Проблема – не новая и стала актуальна примерно года три-четыре назад. Еще в марте 2013 года в «Тагильский рабочий» обратились жители частного сектора в районе улицы Береговой-Краснокаменской. С их слов, в 2011 году один из частных домов купил выходец из ближнего зарубежья. Новый хозяин дома быстро освоился, организовал стройку. Когда за забором появились стены огромного сооружения, соседи поинтересовались, что тут будет. Хозяин признался: хранилище для овощей. На деле в огромном амбаре с гаражными воротами появилась скотоводческая ферма вкупе с подпольным мясным цехом. Производственные отходы в виде кишок, крови, копыт, навоза и прочих прелестей сваливались тут же, на огород. Смрадный воздух, тучи насекомых-паразитов отравляли жизнь не только соседям, но и почти всей улице. Около года продолжалось противостояние, пока предприниматель не сдался и перевез свое стадо в одно из сел бывшего пригорода.
- Абсолютное большинство таких объектов связаны с услугами, - прокомментировал ситуацию главный архитектор города Андрей Солтыс. - Это авторемонты, автомойки. Есть объекты, где делаются памятники или предоставляются погребальные услуги. Все они находятся в совершенном противоречии с действующими санитарными нормами, не говоря уже о градостроительных. Свалки металлолома, слив отходов… Хочу напомнить последний случай на Вагонке, когда на теплосетях Горэнерго произошла крупная авария, последствия которой ощутили на себе жители целого микрорайона. Причиной порыва теплосетей стали стоки незаконно работающей автомойки: вода сливалась прямо в теплотрассу.
Поадресный список таких бизнес-объектов под крышей частных домов есть в администрации города. Так, по информации, озвученной на комиссии, представителям городского управления и архитектуры в прошлом году было известно о расположенных в районах индивидуальной жилой застройки 45 жилых домах, в которых ведется предпринимательская деятельность. Каждый адрес проверялся, в итоге были сделаны выводы о том, в каких из перечисленных объектов невозможно ведение деятельности, а в каких у предпринимателей есть шанс привести правоустанавливающие документы в соответствие с действующим законодательством.
За последний год в управление архитектуры и градостроительства города из указанного перечня обратились девять собственников индивидуальных домов за изменением территориальной зоны или предоставлением разрешения на условно-разрешенный вид использования земельных участков. А в комиссию по землепользованию и застройке города поступило 20 обращений за изменением территориальной зоны или предоставлением разрешения на условно-разрешенный вид использования земельных участков. Положительное решение главы города было принято по девяти объектам, отказ с указанием причин получили владельцы 11 объектов.
- Более того, в правила землепользования и застройки были внесены изменения, в частности, включен новый пункт о запрете использования земельных участков и объектов капитального строительства, предназначенных для строительства и эксплуатации индивидуальных жилых домов, в качестве объектов, оказывающих коммерческие услуги населению, - прокомментировал ситуацию главный архитектор города Андрей Солтыс.
Однако, возможно, не все об этом знают. К примеру, за первый квартал 2015 года администрацией города выявлено 78 индивидуальных жилых домов, которые используются в качестве различных производственно-торговых объектов. По 11 адресам материалы направлены в прокуратуру по статье 8.8 КоАП РФ – использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению.
То, что буквально на глазах меняется облик отдельных улочек, не могут не видеть и рядовые тагильчане.
- Вы посмотрите, во что превращается улица Краснознаменная? - позвонил тагильчанин, владелец частного дома на Пырловке Андрей Евгеньевич А. - Чуть ли не каждый дом – это шиномонтаж, автомастерская или бюро ритуальных услуг. Движение по дороге стало значительно затрудненным, автомобили виляют, подрезают друг друга, сворачивая то в один автосервис, то в другой. Нормальных парковок, как правило, там нет. Машины встают просто вдоль дороги, а там ведь всего две полосы. Все, что происходит, это законно?
Зеленый коридор или красный свет?
- Насколько я понимаю, в ряде случаев использование земельных участков, которые определены под ИЖС, для ведения коммерческой деятельности все же возможно. Каким путем необходимо идти владельцам данных территорий? – задал законный вопрос председатель депутатской комиссии Андрей Исаев.
- Действительно, нужно понимать, что в определенных случаях использование земельных участков возможно, где-то - категорически нет, - подчеркнул Андрей Солтыс. - Существует целый перечень объектов, которые могут быть расположены в зоне жилой застройки. Прежде всего, это может касаться магазинов, торгующих товарами первой необходимости, парикмахерских, аптек. Невозможно поменять предназначение земли для автосервисов, автомоек и ритуальных контор. Никто не спорит: объекты нужные, но открывать их необходимо в рамках действующего законодательства.
Вся проблема в том, что сегодня именно эти объекты появляются в массовом порядке. Они начинают располагаться там, где есть активное автомобильное движение, то есть вдоль основных автомагистралей. Это улицы Горбуновская, Черных, Алтайская, Ильича, Вагоностроителей, Краснознаменная и многие другие. Причем, сначала объекты строятся, а потом предприниматели приходят в администрацию, чтобы привести в порядок документы.
- Теперь к вопросу перевода зон, - продолжил Андрей Солтыс. - Когда мы переводим зону из ИЖС в коммерческое использование, получается, что рядом живущие люди, которые и так страдают от шума, грязи соседей, пострадают еще больше. А мы по факту встаем не на их сторону, а пытаемся помочь тому нахалу, который занял участок постройкой предприятия, зарабатывает деньги и откровенно плюет на соседей. Но, еще раз подчеркну, что для некоторых видов предприятий пути легализации есть.
Окончательные выводы, к которым пришли участники комиссии после продолжительных обсуждений, по крайней мере, по сути своей кажутся справедливыми. Объект частного бизнеса, построенный в секторе ИЖС, можно легализовать. При этом должны быть соблюдены два основных условия: подготовлен и утвержден проект планировки объекта предпринимательской деятельности и проведены общественные слушания. Проект как раз покажет соответствие и несоответствие действующим нормам, а общественные слушания - это путь максимальной открытости и принятия адекватного решения.
Фото автора.
На фото вверху: магазин стройматериалов по улице Черных, 67, располагается в секторе ИЖС.