Олегу Белянину довелось служить морским пограничником на финской границе под Санкт-Петербургом. Пограничником он хотел стать всегда, но сухопутным. Про морскую границу ничего не знал.
- В 1988 году приехали в Егоршино. Вышел мужчина в морской форме, а моряков всегда боялись, потому что во флоте служили три года, - рассказывает он. - Но нам сказали: парни не переживайте, послужите два.
Но служить пришлось все-таки на год больше. Сначала «учебка» в Анапе. Попал на эксперимент. Вместо девяти месяцев обучение длилось полгода. Столько информации за такое короткое время, признается Олег, никогда не получал. Голова кипела. Проходили пограничную, военно-морскую подготовку, учили азбуку Морзе.
Вскоре Олега направили на остров Высоцкий. Служил радистом на берегу и в море. На корабле находились по 10-15 дней, пока не кончится вода и еда.
- Помню, сами пекли хлеб, он был маленький, как кекс, масло на нем таяло. Я съедал буханку зараз. В бригаде была своя валюта – шоколад. Когда в море выходишь, тебе каждый день дают плитку. На берегу их обменивали на одежду. Тельняшка – 10 плиток, бескозырка – 5. Домой везли по 200 плиток. А в 1991-м году все поменялось. Вместо шоколада стали давать сахар.
- Как-то раз на границе задержали маломерное судно, - продолжает Олег. - В 90-х люди пытались убежать из страны. Один умелец собрал самодельную подводную лодку, длинную, как сигара, с винтом, иллюминаторами, на педальках. Вышел в море, попал в сети к рыбакам. Пришлось ему всплывать. Скорее всего, собирался использовать судно ради коммерческих целей. В Финляндии был введен сухой закон. Сейчас лодка хранится в Петербургском музее погранвойск.
Погода стояла кошмарная. Влажно, холодно. Не раз попадали в шторм. По кораблю летало все. Когда смотришь в иллюминатор, открывается бездна, море кажется черным.
Сложнее всего, наверное, было бороться со сном. Всю ночь на вахте. Аппаратура греется, в рубке жарища. Некоторые после первого же похода отказывались нести морскую службу. Связь считается корабельной интеллигенцией. Вся информация проходит через тебя, в том числе секретная. Я подписывал документ, что в случае разглашения сведений, мне грозит 15 лет лишения свободы. Кто-то с этим не справлялся, не выдерживал. Только представьте: 18-летним парням дают такую бумагу! Они сразу же бледнеют, хотя ничего еще не случилось. Дважды Олег Белянин ходил в отпуск, даже попал к другу на свадьбу. Третий раз, когда оставалось около 100 дней до приказа, отказался ехать домой. Чем дальше служишь - тем тяжелее возвращаться. Демобилизовался в 1991-м году. Уходил в армию из одной страны, а пришел в другую.
- Вернулся домой, а там режут, убивают. Люди злющие. Работы нет. Пришлось адаптироваться, - вспоминает Олег.
Еще до армии в училище №93 освоил профессию кузнеца, поэтому не раздумывая пошел на производство. Полтора года проработал на УВЗ, а после устроился в ОМОН. Многократно командировался в Чечню. Сейчас Олег работает в частной охранной структуре.
ФОТО НИКОЛАЯ АНТОНОВА.
На снимке вверху: Олег Белянин.