- Сперва позвольте поздравить вас с прошедшими юбилеем вуза и профессиональным праздником – Днем учителя. Как пролетела юбилейная неделя?
- Всегда долго готовишься, а праздник проходит быстро. Радостно, искрометно, напряженно, но с чувством радости и благодарности. Ко всем, кто нас поздравил с этим юбилеем, кто нас любит, помнит, ценит. Выпускникам огромное спасибо. Много поздравлений. Много акций: и флешмобы, и даже небольшие сувениры (цифры «80» на крендельках).
- Что бы вы назвали лучшим подарком к юбилею?
- Все гости отозвались на наше приглашение. Представители разных уровней государственной власти, наши давние друзья - социальные партнеры, например, «Тагилхлеб», ракетная дивизия. Это самый большой подарок для всего коллектива. Это говорит о том, что нас ценят, признают наши успехи, наш вклад в развитие города и области. Мы им за это благодарны.
Лилия Егорова
- Обратимся к текущим делам в вузе. Закончилась ли приемная кампания?
- Приемная кампания продолжается. У нас объявлен дополнительный набор на заочную форму обучения. Продлевается он до 1 декабря. Делаем мы это умышленно, потому что на заочную форму обучения поступают люди, которые работают. Летом, к сожалению, не у всех есть возможность вырваться с рабочего места. Поступило много дополнительных заявлений, желающие есть.
- В этом году намного больше первокурсников, чем в прошлом. Сколько уже набрали?
- Это очень радостное для нас событие, говорю об этом с огромной гордостью. В этом году Министерство науки и высшего образования РФ увеличило план набора на бюджетной основе на 75% на дневную форму обучения. Это говорит о признании заслуг нашего коллектива, качества подготовки. В нашей стране весьма серьезно подходят к решению проблемы кадрового голода в школах. Общее количество студентов на дневную форму обучения в этом году - 406 человек. В плане набора на следующий год у нас такие же цифры приема, что не может нас не радовать. Общее количество бюджетных мест на дневную форму обучения – 351 и на заочную - 189.
- Какие специальности наиболее востребованы?
- Традиционные направления неизменны на протяжении довольно длительного времени. Это учитель начальных классов, учитель иностранного языка, учитель истории. Менее востребованными я бы назвала такие направления, как учитель математики, физики, химии, биологии. Видимо, это связано с тем, что сами по себе эти предметные области довольно сложны для освоения и преподавания.
Много усилий предпринимаем, чтобы менялась ситуация с учителями математики, русского языка в школах города и региона. Это две предметные области, которые в обязательном порядке выходят на итоговую аттестацию. У учителей русского языка и математики - большая ответственность, они сильно загружены по времени. Студенты это видят и понимают.
- Но, с другой стороны, такие специалисты востребованы максимально. Не будет проблем с трудоустройством.
- Это действительно так. Но на самом деле проблем с трудоустройством нет ни у кого из студентов, кто выпускается из стен нашего института. Буквально один-два человека обращаются в центр занятости. Студентов, желающих прийти в школу, берут с большим удовольствием.
- Студент института. Какой он? Что в нем хорошего, а что - плохого?
- Очень хороший вопрос. На самом деле, современный студент сильно отличается от того, каким был студент раньше. Когда я училась, основной задачей было, естественно, получение знаний. У нас были также различные возможности для самореализации и саморазвития, такие, как штаб студенческих отрядов, ансамбли, спортивные секции. Сейчас возможностей для развития у студентов значительно больше. Помимо того, что они могут заниматься творчеством и спортом, у них есть возможность развивать лидерские качества, что я лично всегда поддерживаю.
У нас сильна школа лидера в институте. Очень развито студенческое самоуправление. Раньше этого не было. Студенты принимают решения. Многие административные вопросы я согласовываю со студенческим активом, со студенческим советом. Есть у нас добровольчество: раньше такого ярко выраженного направления как-то не было.
Очень рада тому, что нынешние студенты отзывчивые, добры в душе, очень активны. Современная молодежь позитивна, стремится быть полезной.
- Современный молодой человек - это человек интернета. Это отражается в образовательном процессе? Новые цифровые направления разрабатываете?
- Абсолютно с вами согласна. Принципиально меняется методика обучения. Никто не будет слушать лектора, который пытается просто донести информацию. Сейчас процесс обучения строится следующим образом: студент - активный участник образовательного процесса. Он вовлекается в диалог, в дискуссию с преподавателем, обсуждает задачи, проблемы. Они совместно отыскивают пути решения.
Что касается средств обучения, они, безусловно, претерпевают серьезные изменения. Если пройтись по институту, вы не найдете практически ни одной аудитории, не оснащенной интерактивным оборудованием. Обязательно должны быть интерактивная доска, проекторы. Есть цифровые микроскопы. Если сейчас студента посадить за обычный микроскоп, я думаю, он даже не сможет с ним работать. У нас 3D-принтеры: в рамках проведения робототехники студенты сами печатают микросхемы, платы, необходимые детали для роботов. Есть даже электронный цифровой тир.
- Вы - выпускница института. Помните тот день, когда первый раз зашли сюда?
- В то время, когда я поступала, ЕГЭ не было, мы сдавали экзамены в школе, потом здесь, в институте. Так как я очень хорошо окончила школу, вместо трех экзаменов сдавала два - физику и математику. Я поступала на физико-математический факультет.
Запомнила свой экзамен по физике. Конечно, сильно волновалась. Сидела авторитетная комиссия. Преподаватель, которому я отвечала, - Анатолий Филиппович Рожда. Потом он преподавал у меня физику.
Когда вывешивались списки зачисленных, очень волновалась: переживала, вдруг не попаду. Хотя сдала экзамены хорошо. Несколько раз просматривала список, пытаясь поверить своим глазам, что моя фамилия там есть. Вот этот день - самый радостный. И с тех пор, уже более 32 лет, я хожу в институт с огромным удовольствием. Это моя альма-матер. Ни разу за эти 32 года не было такого, чтобы я заходила сюда без радостного настроения.
- Кого бы вы назвали своим учителем?
- Я вообще счастливый человек. Потому что все преподаватели, с которыми столкнула меня судьба, - это учителя с большой буквы: Галина Ивановна Чернова, Маргарита Ивановна Зыкова, Валентин Васильевич Зыков, Николай Михайлович Закарлюк, Сергей Владимирович Поршнев и многие другие. Это люди, у которых я училась многому. Училась у них быть ученым, человеком, руководителем, учителем, педагогом.
- А приходили ли к вам студенты и признавались: «Спасибо, наш учитель!»?
- Мне писали стихи, открытки, небольшие поздравления на небольших клочках бумаги. Все эти знаки благодарности я храню дома. Я очень благодарна этим людям. Для нас, учителей, это много значит, потому что когда работаешь, хочешь видеть отдачу: ты вложил частичку души, часть своего сердца, и это принято с благодарностью. Я уверена, что огромное количество людей, даже если они не высказали слова благодарности вслух, благодарны мне и всему коллективу нашего института. У нас очень благодарные студенты, это правда.
Этапы развития
27 июня 1939 года постановлением СНК РСФСР «О реорганизации педучилищ в учительские институты» был открыт Нижнетагильский учительский институт, в составе которого имелись физико-математическое, филологическое и историческое отделения.
За четыре года Великой Отечественной войны в институте было подготовлено около 400 учителей.
В 1948 году в институте действовало четыре отделения – физико-математическое, историческое, филологическое и естественно-географическое, работали трехгодичное заочное и вечернее отделения.
- Именно благодаря вашей работе в тагильских школах замечательные педагогические коллективы и по-настоящему увлеченные своим делом учителя, - поздравил институт глава города Владислав Пинаев.
Постановлением Совета Министров СССР от 11 августа 1952 года № 3692 и на основании приказа министра высшего образования СССР «Об изменениях в сети педагогических и учительских институтов РСФСР» от 21 августа 1952 года Нижнетагильский учительский институт был реорганизован в высшее учебное заведение – Нижнетагильский государственный педагогический институт (НТГПИ), дававший своим выпускникам полное высшее образование. Первым ректором стал Михаил Матвеевич Кожевников, который возглавлял вуз до 1968 года.
В 1952–1953 гг. были созданы химико-биологический факультет, в 1959 году открылись первые на Урале художественно-графический и инженерно-педагогический факультеты. Открыты кафедры физвоспитания, иностранных языков, педагогики, философии. С 1968 года по 1988 год вуз возглавлял Владимир Иванович Владимирцев.
Впервые 13 октября 1988 г. в НТГПИ на альтернативной основе был избран новый ректор. Им стал Владимир Иванович Смирнов.
В начале 2000-х годов в вузе были открыты три новые педагогические специальности – информатика, география и безопасность жизнедеятельности – и три социальных – связи с общественностью, социальная работа, документоведение и документационное обеспечение управления, а также прикладная информатика в экономической сфере.
В соответствии с приказом Министерства образования РФ от 1 августа 2003 года № 3226 «О государственной аккредитации и аттестации образовательных учреждений» путем реорганизации НТГПИ образована Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия.
С 2008 года в академии ведется подготовка магистров, открывается аспирантура.
ФОТО НТГСПИ и СЕРГЕЯ КАЗАНЦЕВА