В гимназии №18 ученики 3-го «Г» класса начали готовиться ко Дню Победы еще прошлым летом. Ребята знакомились с архивами музеев, читали рассказы о войне, возлагали цветы к памятникам павшим. Встречались с тружениками тыла. Они выясняли, как жили и работали в годы войны простые девчонки и мальчишки, ведь на их плечи легла вся тяжесть невзгод, бедствий и испытаний. Осенью школьники приступили к написанию проекта «Войной украденное детство».
В нем ребята рассказали обо всем, что узнали сами. Например, о том, что школьники во время войны заменили взрослых у станков. В архиве музея ЕВРАЗ НТМК удалось разыскать воспоминания ветерана Н. Базетова. Он писал: «Рабочих рук не хватало. Я взял 12 мальчишек. Вначале выполняли посильную работу на подноске, а потом постепенно стал их приучать заглядывать в печь. Многим приходилось подставлять табуретки, ящики, чтобы могли достать до заслонки печи. Была постоянная опасность получения ожогов. Неоднократно начальник цеха напоминал мне: «Ты, Базетов, смотри, сталь варить надо, но и ребят беречь надо. Смотри, чтобы не сгорели при открытии заслонки».
На УВЗ в январе 1945 года работали четыре тысячи подростков в возрасте от 8 до 18 лет. Самым молодым штамповщиком на Уральском танковом заводе был бригадир молодежно-фронтовой бригады Толя Смирнов. Мальчик выполнял норму на 200% и всегда работал без брака.
Дети оказывали посильную помощь раненым бойцам. В гимназии №18, отмечено в исследовании, работал общехирургический госпиталь под номером 2551. Пионерами в годы войны было создано тимуровское движение. Тимуровцы помогали семьям фронтовиков: носили воду, кололи дрова, нянчили малышей, писали письма на фронт. Собрали 2000 игрушек для детей Сталинграда.
Успеваемость тагильских учеников превышала 90%. А в некоторых школах достигала 100%. Лозунг военных лет гласил: «Каждая двойка – помощь врагу!» Помогать врагу никто не хотел.
Изучив архивные документы, рассказывают третьеклассники Екатерина Машкова и Артемий Болоцкий, задались вопросом: а существуют ли памятники детям военного времени? Выяснили: во многих городах России они есть, а вот в нашем городе такой монумент не установлен. И тогда в классе было решено провести конкурс на лучший проект памятника. Они получились разными. Маша Ульянова нарисовала эскиз барельефа «Опаленные войной», Никита Волошин – юного солдата, который охраняет Вечный огонь.
Свои работы дети представили на гимназическом конкурсе. Проект «Войной украденное детство» занял второе место.
Кроме того, Виктория Пилокшина подготовила рассказ о своем прадедушке Федоре Романовиче Занине. Свой боевой путь он начал в Харькове. Прошел Украину, Молдавию, часть Румынии, Польшу, Германию, Чехословакию. Командовал стрелковым взводом и ротой вместо выбывшего из строя командира. 9 Мая встретил в Праге, награжден орденом Красной Звезды.
Фото Сергея КАЗАНЦЕВА.