Акция «Жизнь без барьеров» продолжается третий год. За это время увеличилось число зданий, куда могут попасть люди с ограничениями здоровья. Обычные пандусы, специально оборудованные туалетные комнаты и классы делают их жизнь достойной, полноценной и интересной, расширяя возможности инвалида-колясочника в обучении, досуге, общении. Многие организации делают заявки на финансирование оборудования для таких объектов. Однако, как показывает практика, каждому необходима индивидуальная проверка не только на целевое расходование средств, но и на пригодность для пользования. В минувшем году по поручению главы города Сергея Носова протестировали восемь объектов.
Очередное тестирование провели в апреле инвалид-колясочник Анастасия Калинина, ее мама Алла Васильевна, специалист управления социальных программ и семейной политики администрации города Ольга Павленко и корреспонденты «ТР». В программу маршрута вошли учреждения Ленинского района: школы №30, 50 и реабилитационный центр на проспекте Мира, 16, комплексного центра социального обслуживания Ленинского района.
Пять школ города в минувшем году получили средства федерального и муниципального бюджетов для оборудования зданий необходимыми приспособлениями, чтобы облегчить детям-инвалидам доступ в классы и кабинеты, туалетные комнаты и раздевалки. Больше двух миллионов рублей каждой на эти цели выделили школам №30 и 50. Большая часть ассигнований - из муниципального бюджета.
Пандус в школе №30.
Елена Павловна Дербенева, директор школы №30, рассказывает, что на эти деньги успели сделать пандус, входную группу, туалет, раздевалку, оборудование сенсорной комнаты и маленького тренажерного зала. Кроме этого в ОУ есть большой тренажерный зал и бассейн, где инвалиды тоже могут заниматься. В 30-й школе среди 800 учащихся инвалидов-колясочников нет. Но в большом школьном коллективе девять ребят имеют серьезные ограничения по здоровью. Три из них - с опорно-двигательными заболеваниями, два - с болезнями почек, два - с ограничением по зрению и два - по слуху. В школе осуществляют инклюзивное образование, поэтому ребята учатся в обычных классах. Три учителя прошли специальные курсы, чтобы работать с такими учащимися, и столько же планируют окончить их позже.
Насте понравились комната психологической разгрузки и тренажерный зал. Такого количества тренажеров она никогда не видела, а на некоторых с удовольствием бы потренировалась. Решили сразу же и попробовать. Алла Васильевна убедилась, что оборудование в школе №30 действительно хорошее, по ее мнению, важно, что директор ОУ отправляет педагогов на дополнительное обучение для работы с особыми детьми. В школе есть психолого-педагогическая комиссия, логопед, врач высшей категории, медицинский кабинет. Коллектив готов принять детей с ограничениями здоровья.
Нельзя не упомянуть о пандусе, который оказался удобным. По металлической пологой и шероховатой поверхности не сложно везти коляску. Единственное неудобство доставила погода. Выпавший снег сделал пандус скользким. Это усложняло задачу Аллы Васильевны как сопровождающего лица.
А в школе №50 пандус был совсем другим. На поверхности, облицованной плиткой, сделаны два металлических углубления, две колеи, будто полозья после проезда саней. Два задних колеса коляски Насти попали точно в колеи. А два передних оказались чуть уже. Пришлось коляску наклонить назад и, применяя усилия, завозить только на задних колесах.
Это стало открытием и для директора школы Светланы Васильевны Кучеренко. В школе нет учащихся-колясочников и с заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Поэтому важным оказался отзыв о пандусе Аллы Васильевны.
В школе оборудована сенсорная комната для психологической разгрузки. Оборудование Насте понравилось. Как и в малом спортивном зале. Для особенных детей там предусмотрены маты, поручни. Правда, стоило взяться за них, как стало понятно: ребристый чехол нужно перевернуть, иначе можно поранить руку о край.
Особые эмоции у Насти вызвало специальное рабочее место в кабинете №12. За таким столом и компьютером она готова учиться и учиться. Хотя в школе нет учащихся-колясочников, Светлана Васильевна говорит, что коллектив готов принять такого ребенка. Все необходимое для этого уже есть. Кстати, такое рабочее место, пандус, оборудованный туалет могут помочь и обычным ребятам после травм, если приходится ходить на занятия с загипсованными руками и ногами.
Пандус в реабилитационном центре.
В реабилитационном центре на проспекте Мира, 16, – другая история. Учреждение расположено в цокольном этаже жилого здания. Чтобы попасть внутрь, нужно спуститься вниз - преодолеть несколько ступенек. Два пандуса, откидной - на входе и стационарный – на выходе, с очень крутым углом наклона. Заехать Насте помог тренер Максим Николаев, а выехать можно было только с помощью двух человек: Максима Николаева и Аллы Васильевны. К сожалению, устроить пандусы иначе здесь невозможно.
Около 50 человек ежедневно проходят реабилитацию в центре, в каждом курсе 2-3 колясочника. Они, как правило, проходят реабилитацию дважды в год. В минувшем году полтора миллиона рублей, выделенных из областного бюджета, потрачены на то, чтобы предусмотреть все для таких клиентов, как Настя: отремонтированы и оборудованы женские и мужские раздевалки, туалеты и душевые с сиденьями и поручнями. Поручни установлены и в коридоре. Надежные и красивые.
Заведующая центром Елена Чернобай рассказала, о клиентах, которые приходят по рекомендации комиссии по установлению инвалидности. Очень популярны клубные формы работы, групповые и индивидуальные занятия лечебной физкультурой. С новым оборудованием у колясочников появляется больше возможностей участвовать в клубной работе. Начали формирование групп по возрасту и по заболеваниям. Под их потребности будут составлять отдельное расписание. Например, в июне запланирована молодежная группа, куда сразу же записали Настю. Максим Николаев пообещал, что подберет для нее индивидуальный комплекс упражнений лечебной гимнастикой.
Судя по реакции девушки, Анастасии здесь понравилось, что она и подтвердила:
- Здесь много места и много всего интересного.
В завершение поездки отметили: все руководители учреждений, где были, старались сделать движение инвалида-колясочника удобным и безопасным. В основном, это получилось и в школах, и в реабилитационном центре. Среди немногих недочетов оказались именно пандусы, с которых и начинался путь к жизни без барьеров, и не всегда продуманные поручни. Однако все это можно поправить, предусмотреть выход из ситуации, то есть довести начатое до конца.
Фото Николая АНТОНОВА.
На снимке вверху: пандус в школе №50