Пятый фестиваль средств массовой информации «Уральский медиафорум-2014» под названием «НатУРАЛьная пресса. Без ГМО» прошел в конце ноября на территории базы отдыха «Иволга» недалеко от Сысерти. Полторы сотни журналистов Среднего Урала и гостей из Москвы и Кыргызской Республики в течение трех дней обсуждали проблемы и пути развития современных СМИ, говорили о том, как сделать газеты и телепрограммы более интересными и востребованными у читателей и телезрителей.
Все натУРАЛьное
Стог сена в сугробе у главного корпуса, выставка цветочных букетов и трехлитровых красочных банок с овощами в фойе, реклама местного кефира на каждом углу… Поначалу это казалось просто забавным – нынче в моде тематические встречи и праздники. Да и Урал удачно обыгрывается в слове натуральный. Но задумка у организаторов фестиваля была очень даже серьезная – поддержать отечественного производителя печатной и телевизионной продукции.
Про натуральные продукты питания без ГМО и консервантов слышали практически все. А вот как сделать столь же «натуральную» газету, не содержащую вредных для сердца и психического здоровья читателя «усилителей вкуса» и всевозможных заменителей «идентичных натуральным», не напичканную бесполезными «добавками» и «консервантами»?
В поисках ответа на этот вопрос журналисты различных населенных пунктов Среднего Урала изучали опыт коллег, посещали мастер-классы специалистов из Екатеринбурга и Москвы. Конечно, универсального рецепта по созданию идеальной газеты никто дать не смог, но основные «ингредиенты» все-таки были названы: честность, открытость, оперативность, патриотизм, фантазия, любознательность, смелость.
По мнению доцента кафедры периодической печати факультета журналистики УрФУ Валерия Амирова, современные газеты не должны гнаться за интернет-изданиями, отличающимися своей оперативностью. Печатным СМИ нужно сделать ставку на аналитические материалы, очерки, тематические полосы и развороты, которые сейчас наиболее актуальны. Кстати, «Тагильский рабочий» уже не один десяток лет именно этим и занимается.
Литр кефира за 400 рублей
В соответствии с темой фестиваля «НатУРАЛьная пресса. Без ГМО» была организована встреча с врачом-психотерапевтом и диетологом Екатериной Соболевской.
Отметив, что, только по официальным данным, 23 % населения нашей страны страдает ожирением, она призвала СМИ подключиться к пропаганде активного образа жизни и правильного сбалансированного питания. А в качестве примера рассказала об опыте Финляндии, где еще четверть века назад на государственном уровне разработали программу по оздоровлению населения, и в результате значительно снизилась смертность от сердечно-сосудистых заболеваний.
По словам Екатерины Соболевской, есть три основных правила: всегда читать этикетки на товаре и обращать особое внимание на калорийность, выбирать простые натуральные продукты, готовить на один прием пищи, а не кастрюлю супа на неделю, как принято во многих семьях. Кроме того, нужно питаться 5 – 6 раз в день, контролировать объем порций, медленно пережевывать пищу и соблюдать «правило правильной тарелки», когда на 50-70 граммов мяса или морепродуктов приходится 100-130 граммов овощей.
Отвечая на вопросы журналистов о пользе творожков и йогуртов, которые в последнее время так упорно рекламируют на телевидении, Екатерина Соболевская отметила, что такая реклама готовит клиентов для диетологов, так как там не говорится о высоком содержании сахара. И добавила по поводу продукта, рекламируемого как повышающего иммунитет и снижающего вес:
- Можно только восхищаться людьми, которые придумали, как продавать кефир по 400 рублей за литр.
А на философский вопрос: «Что мешает жить современному человеку?» - ответила, не задумываясь: «Слишком много знаний».
Журналисты – люди с активной жизненной позицией, уверена Екатерина Соболевская, а значит, могут повлиять на ситуацию и помочь в деле оздоровления населения.
Кризис – это возможность
Приехавшая на форум гостья из Кыргызской Республики, директор Республиканского учебного центра медиакоммуникаций в Бишкеке Аделя Лаишева и во время пресс-конференции, и в частных беседах неоднократно говорила об информационном вакууме, о том, что люди двух стран мало знают о жизни друг друга. Отметив грандиозность мероприятия и его значимость, она предложила уральцам подумать о вариантах сотрудничества во всех сферах деятельности. А побывав на Сысертском фарфоровом заводе, высказала сожаление, что только сейчас познакомилась с уникальной продукцией данного предприятия.
Международный бизнес-тренер Денис Вишня постоянно повторял, что любой кризис нужно рассматривать как возможность изменить ситуацию. Директор департамента по печати и массовым коммуникациям губернатора Свердловской области Дмитрий Федечкин призывал всех мыслить позитивно и надеяться на лучшее. И то ли в шутку, то ли в серьез уральские журналисты предложили подумать о создании памятника, посвященного СМИ. По мнению молодежи, это должен быть многоцветный цветок, каждый цвет которого символизирует определенный источник информации: газеты, телевидение, радио, Интернет, бабушки на лавочках… Старшее поколение предлагало сделать памятник в виде пишущего пера – эмблемы Союза журналистов России. Было и такое предложение: сделать монумент с огромной фигой, адресованной тем, кто пытается контролировать работу СМИ.
«Уральский медиафорум – 2014» завершил работу, и журналисты разъехались по своим населенным пунктам, чтобы на практике применять полученные за время фестиваля знания.
А что вы, уважаемые читатели, думаете о работе СМИ? Какой вы хотели бы видеть газету «Тагильский рабочий» в 2015 году? Пишите, звоните, предлагайте!