В советские времена профессия водителя трамвая, как и многие другие рабочие специальности, была если и не слишком престижной, то, во всяком случае, очень уважаемой. Муниципальное унитарное предприятие «Тагильский трамвай» вполне может вернуть былой авторитет этой ведущей профессии городского электротранспорта: поступают новые вагоны, реконструируются подстанции, появились участки с отремонтированными путями. Чтобы увеличить выход трамваев на линию, нужен приток водителей, и в прошлом году в Горнозаводском политехникуме (бывшее ПУ №104) этой профессии стали обучать впервые за долгие годы. Заказчик - НТ МУП «Тагильский трамвай». Идет уже четвертый набор. Занятия начнутся после праздников в середине января.
- Обучение состоит из двух частей: теоретической и практической, - рассказывает заместитель директора по общим вопросам электротранспортного предприятия Алексей Архипов. - Теоретические знания будущие водители получают в течение трех месяцев в политехникуме - с 16.00 до 21.00. Практическая часть продолжается два-два с половиной месяца в одном из депо (на Новой Кушве или Вагонке) в дневную и ночную смены. Обучение бесплатное. Перед началом занятий происходит зачисление на должность «Ученик водителя трамвая», и в течение всего срока обучения выплачивается заработная плата в размере не ниже МРОТ. После сдачи экзаменов на право управления трамваем гарантируется трудоустройство на нашем предприятии.
- Можно стать водителем трамвая уже, допустим, в 18 лет?
- Перевозить людей – дело ответственное. По требованию федерального законодательства возраст должен быть не менее 20 лет. К нам приходят и женщины, и мужчины. Кроме того, в связи с тем, что сегодня приходится изучать и осваивать современную сложную технику, желательно идти в эту профессию до 45 лет. Ведь придется освежить в памяти, например, знания по физике.
- В сфере обслуживания люди зачастую работают в выходные, иногда приходится рано вставать.
- Это тоже надо учитывать. У водителя бывают графики с ранним выходом на работу – около пяти-шести часов утра. Никуда не денешься от нервного напряжения – с этим тоже приходится считаться. Откровенно скажу: бывает тяжеловато и зимой.
- А какие блага ждут будущих водителей трамвая?
- Средняя зарплата – 16 500 рублей. Идет льготный стаж - на это хотелось бы обратить особое внимание. Обеспечим полную занятость, карьерный рост. Предусмотрен дополнительный оплачиваемый отпуск в 12 календарных дней. Есть ежегодные бесплатные профессиональные осмотры, а в наше время это многое значит. На предприятии действует профсоюзная организация.
Остается надеяться, что тагильчан будет кому развозить по ныне существующим десяти трамвайным маршрутам Нижнего Тагила. Возможно, в перспективе появятся и новые. И еще любопытная деталь: подать заявку на обучение профессии водитель трамвая можно не только в отделе кадров МУПа, но и на сайте общественной организации «Тагильчане за трамвай» tagiltram.ru. Кстати, там есть интересная информация и для обычных пассажиров.