Самый длинный лист ожидания в больницах нашего города к неврологам, эндокринологам и офтальмологам. Талоны к ним расписаны на месяцы вперед.
С окулистами вообще катастрофа! Не выручают и платные клиники, потому что на прием в «Микрохирургию глаза» невозможно попасть без направления врача-окулиста из государственной клиники. Тот, кто ввел такой порядок, либо не знает ситуацию с кадрами в городских поликлиниках, либо пытается сберечь сотрудников известного медцентра от «выгорания»: народ туда и так валит валом.
Удивить дефицитом медуслуги горожан трудно. Но нет, реальность каждый раз оказывается богаче наших представлений о ней. Одна история хождения за талоном к окулисту, рассказанная читателем по телефону, показалась просто невероятной, рекордной со знаком «минус»: почти полгода безрезультатных посещений регистратуры. Когда-то Михаил Ломоносов дошел из Холмогор до Москвы гораздо быстрее, всего за три недели. Путь в кабинет офтальмолога для тагильчан намного длиннее.
В режиме ручного управления
Мы встретились с Людмилой Моисеевной Белоносовой – автором обращения в редакцию, чтобы вместе отправиться в медучреждение. Ситуация необычная. Заболеванием глаз страдает муж Людмилы Моисеевны. Спасти от слепоты могут операции: одну семья уже оплатила, отдав 40 тысяч рублей. Теперь пенсионеру требуется второе хирургическое вмешательство. К счастью, появилась возможность получить квоту и попасть на бесплатную операцию в Екатеринбург.
Так обнадежили Белоносовых в Микрохирургии, попросив необходимые направления и справки от офтальмолога из районной поликлиники. Еще летом ветеран труда коксохима Александр Матвеевич начал ходить за талоном к окулисту в поликлинику на Новострое. К ноябрю его супруга поняла, что дело плохо: квота на бесплатное лечение предлагается им только на 2014 год, от которого осталось-то всего ничего. Не успеют попасть к окулисту - придется оперироваться за деньги.
Людмила Моисеевна – не из робкого десятка, но хамить, брать кабинеты штурмом не привыкла. По мере сил пыталась помочь мужу.
- Я ограничена в свободном времени, - мы общаемся с Людмилой Белоносовой в фойе поликлиники №4. - Удачно нашла работу и, как любой пенсионер, очень дорожу местом, не могу часто отпрашиваться, чтобы вместе с мужем пойти за талоном. А он очень скромный, да к тому же плохо видит. Подойдет к окошку регистратора, услышит, мол, извините, запись к окулисту только через неделю. И уходит. Что поделаешь: человек в возрасте и болен. Так продолжается несколько месяцев. Пробовала звонить сама. Да, меня уже все сотрудницы регистратуры знают. Вообще-то к ним нет никаких претензий, девочки всегда вежливо и терпеливо объясняют, что талонов нет, потому что нет специалистов. Неужели снова собирать деньги на операцию? В прошлый раз меня выручило, как ни странно, сокращение: получила выходное пособие. А теперь даже не знаю, как собрать нужную сумму.
Мы не сразу представились работникам поликлиники, вначале наблюдали со стороны.
В половине девятого утра в холле было непривычно свободно, без очередей. Может, перестали болеть? «Талонов мало, все за 15-20 минут раздают», - пояснила небывалую тишину женщина в белом халате.
В окошке – регистратор. Милая улыбчивая женщина Светлана Голюшева спокойно объясняет нашей новой знакомой, что после 20-х чисел ноября будет вестись запись к окулисту на декабрь.
- Для нас это слишком поздно. И гарантий, что муж получит талон – никаких. Войдите в ситуацию,- Людмила Моисеевна пытается не упустить шанс.
Представляемся сотрудникам регистратуры, задаем единственный вопрос: «Разве экстренность - не повод изменить порядок и помочь пациенту, пусть даже нарушив регламент?»
- Всей душой бы рады, но в настоящее время прием ведет только один окулист. Не более 12 человек в день, а желающих тысячи, - отвечает регистратор Светлана.- Хорошо, позже попробуем связаться с доктором по телефону и рассказать суть дела. Может, примет без талона.
Не теряем надежды, идем с фотокорреспондентом к руководителю поликлиники. Скоро год, как четвертую возглавила новая заведующая, многим в городе известная врач Жанна Сергеевна Климова.
Узнав, что в ее учреждении журналисты, Жанна Сергеевна откладывает дела и приглашает нас к разговору, немедленно дав поручение помочь Белоносовым, разобраться, какие именно направления им требуются и оформить без промедления. Пенсионер получит квоту на операцию, даже не сомневайтесь.
Спасибо! Но ведь таких нуждающихся наверняка много, и каждому в режиме «ручного управления» не посодействуешь. Что происходит с окулистами, почему такой чудовищный дефицит?
- Во всех без исключения учреждениях города недостаток врачей узких специальностей, важно, кто, как решает эту проблему, - говорит Жанна Климова. - Частное здравоохранение развивается. В городе открылся новый Уральский клинический лечебно-реабилитационный центр. По основным направлениям: травматология, хирургия, гинекология - туда привлечены врачи с других субъектов. Но по многим специальностям, для нас очень востребованных, – на работу приглашают тагильских медиков. И врачи уходят, потому что оборудование, на котором работают в коммерческих клиниках, лучше, и нет такого психоэмоционального напряжения, которое приходится выдерживать из-за перегрузок специалистам районных поликлиник.
Мы ощутили это на себе: наш окулист, завотделением, перешла работать в центр на ГГМ. Другая, молодая врач, теперь в клинике Горноуральского городского округа. В чем причина? Там для специалистов, принимающих сельских пациентов, действует программа «Сельский доктор», она предусматривает получение 1 миллиона рублей.
- Мы не сидим, не ждем, что новые сотрудники к нам сами придут, - продолжает Жанна Сергеевна. - Связались с областным медколледжем, получили две путевки на усовершенствование грамотных фельдшеров по офтальмологии. Они освоят первый, доврачебный уровень: определение показателей, остроты зрения, измерение уровня глазного давления, подбор очков, выписка направлений в Микрохирургию глаза.
С декабря фельдшера приступят к обучению. Курс - 144 часа. И мы обещаем тагильчанам, что уже в январе 2015-го на офтальмологическом приеме будут работать три врача.
Кроме того, сейчас на средства учреждения обучается наш интерн-офтальмолог. Надеемся, летом приедет на работу в Нижний Тагил.
Получать консультацию окулиста в своем микрорайоне смогут скоро и пациенты гальянского филиала четвертой поликлиники. По словам Жанны Климовой, в подразделении учреждения по улице Дружинина уже имеется лицензия по офтальмологии.
Можно обратиться в любую поликлинику.
Каковы перспективы по врачам других специальностей? Сложно, но ищут, делая ставку на переквалификацию, повышение уровня специализации работающих фельдшеров…и новую систему обслуживания населения.
Во-первых, это недавно созданный колл-центр. Он действует пока еще в тестовом режиме, но подобного не практикуют ни в одном другом государственном учреждении здравоохранения нашего города, кроме четвертой поликлиники.
Это отдельная структура общения с пациентами, позволяющая не только быстро дозвониться до клиники, но и осуществлять обратную связь с посетителями.
Когда нет возможности выдать талон немедленно, в колл-центре запишут человека в лист ожидания, оповестят об изменениях в работе специалиста, помогут выбрать удобное время, разберутся в спорных, неоднозначных ситуациях, таких, как например, у семьи Белоносовых.
В помещении колл-центра уже устанавливают мебель, оборудование. Дополнительно трудоустроили четыре человека.
Во-вторых, на первом этаже здания в четвертой появится дежурный администратор, в чьи обязанности входит распределять потоки посетителей. Ведь неразбериха и очереди создаются еще и по вине пациентов: кто-то перепутал кабинет, другой – день приема, третий пришел не к тому специалисту. А кому-то и вовсе нужен совет, в какой другой клинике его смогут принять быстрее, чем здесь.
Система подушевого финансирования учреждений здравоохранения позволяет пациенту, имея на руках полис ОМС, обратиться в любую поликлинику города для консультативного приема узкого специалиста. Знали бы о такой возможности супруги Белоносовы, их хождения по мукам закончились бы гораздо раньше.