Юрий Прокопьев – человек неординарной силы воли и характера. Всю жизнь занимался спортом, работал промышленным альпинистом, а в 37 лет из-за производственной травмы лишился обеих ног. А уже через три года мы встретили его за партой в автошколе. На занятия он приходит сам. Без трости. Окружающие замечают только, что Юрий немного прихрамывает и очень осторожно спускается по лестницам, предусмотрительно опираясь на перила…
- Как же удалось встать?
- Трудно … - Юрий не лукавит, это видно по его глазам. – Я ведь человек активный, всю жизнь спортом занимался, первый взрослый разряд по горным лыжам имею. По работе много ездил по разным городам, туда, где необходимо смонтировать телевизионные мачты, антенны для передачи сотовой связи. Люблю рыбалку, природу, активный отдых… И в одночасье этого лишился. Год в инвалидном кресле, восемь операций…
- Кто помогал перенести эти испытания?
- Семья и верные друзья. У нас же ничего в городе не приспособлено для людей с ограниченными возможностями. Чтобы выйти на улицу, приходилось просить друзей, которые на руках выносили меня из дома, усаживали в машину и вывозили куда-нибудь на ровную асфальтированную площадку, где я мог поездить, подышать свежим воздухом. Покатался на площадке, и все - домой. Но такая жизнь не для меня. Я глава семьи, а не обуза. Встать с инвалидной коляски - это был мой выбор.
- Как проходило восстановление?
- Сначала висел на брусьях и учился просто переставлять ноги. Потом встал на двойные костыли. Затем – опирался на две трости. Теперь хожу сам. Помню свой первый самостоятельный выход из дома: пошел встречать дочь из школы. Вот права получу и тоже поеду дочку из школы забирать.
- А зачем вам права?
- Сейчас я занимаюсь ремонтом квартир, и для работы мне нужна машина – весь инструмент на руках не отнесешь. Кроме того, раньше мы семьей часто выезжали на пикники, купаться и загорать, жарить шашлыки…И я решил, что пора восстанавливать традицию. У меня были права категории «С», я получил их еще в 1992 году, теперь я обучаюсь на права категории «В».
Многое поменялось, учусь как с чистого листа: движение стало более интенсивным, полосность дорог стала больше, появились реверсивные светофоры…
- Сложно было решиться пойти учиться в автошколу?
- Мне – нет. Сложно было исполнить свое намерение. В городе я нашел только одну автошколу, которая принимает на обучение людей с ограниченными возможностями здоровья. А на медицинской комиссии хирург мне сразу отказал в допуске к занятиям. Пришлось идти к главному врачу и доказывать, что при установке соответствующего оборудования я могу управлять транспортным средством.
- Доказал?
- Доказал. И последняя сложность – психологическая… Я же понимал, что приду в группу здоровых людей, которые понятия не имеют о моих проблемах и образе жизни. Переживал, как меня примут. Но приняли хорошо.
В класс, где мы беседуем с Юрием, заходит директор автошколы «Максимум» Олег Иванов.
- Пойдемте, я вам нашу машину покажу, на которой будет обучаться Юрий! – приглашает он. – Вроде разница небольшая – все стандартные органы управления продублированы сертифицированным допоборудованием в ручном варианте, но управлять такой машиной на порядок сложнее. Не у всех инструкторов с первого раза все получилось.
Юрий, который пока осваивает теорию и не приступал к урокам вождения, с интересом усаживается в водительское кресло.
- Вот это – так называемая «лентяйка», - приспособление, которое упрощает рулевое управление, - продолжает Олег Леонидович. - На этой машине надо много и быстро манипулировать руками, поэтому «лентяйка» - незаменимая помощница. Тормоз и газ – справа от руля, сцепление – слева.
- Пользуется спросом эта машина у курсантов?
- С 2010 года на ней обучились порядка 40 человек. Это немного. Основная проблема в том, что колясочники, хотя у нас и предусмотрена учебным планом их доставка от дома до школы и обратно, не идут учиться. Основной аргумент: ездить-то я научусь, а как выбраться из дома, чтобы добраться до автомобиля?.. Ведь ни пандусов, ни специальных лифтов в наших домах не предусмотрено.
В это время Юрий пробует переключать коробку передач и выжать ручное сцепление.
- Ничего сверхсложного в этом нет, - наконец делится он впечатлениями.
И мы с Олегом Леонидовичем согласно киваем. Еще бы! Для человека, вставшего с инвалидного кресла, вообще теперь мало что может показаться невыполнимым. А Юрий решительно поворачивается к нам и продолжает:
– С первого раза экзамены сдам!