«…По всему чувствовалось приближение войны. Воздушные фашистские разведчики частенько залетали на нашу территорию на большой высоте. На них стояли дизельные моторы, их звук сильно отличался от наших. Они гудели натруженно: «Везу! Везу!» Мы сразу же определяли, что опять летят фашисты. Все чаще объявлялись боевые тревоги, проводились тренировки по боеготовности… По радио передавали, что Германия сосредоточила на нашей западной границе 170 дивизий. И хотя между нашими странами был заключен договор о ненападении сроком на 20 лет, мало уже кто сомневался, что он будет нарушен…»
Именно с этих строк начинаются воспоминания Дмитрия Ивановича Свечникова. Он был летчиком, прошел всю войну и вернулся домой живым. Четыре раза Свечников мог бы сгореть в самолете заживо, но каждый раз судьба оказывалась к герою благосклонна.
Д. И. Свечников (в центре) таким уходил на фронт.
- Когда бомбили фашистов, страха не было. Совсем. Страшно было, когда бежали к самолетам и я кричал товарищам: «Парни, молитесь Богу, чтобы вернуться живыми!» - рассказывал Дмитрий Иванович своим близким, родственникам и друзьям, когда те настойчиво просили рассказать о войне. И эти рассказы были настолько живыми, яркими, полными событий и сражений, что однополчане настояли на том, чтобы Свечников оставил свои воспоминания на бумаге. Он согласился. В 1998 году его не стало. Однако до сих пор в семье Свечниковых хранятся несколько рукописных тетрадей с воспоминаниями о довоенных, военных и послевоенных годах. Одну из этих тетрадей – «про войну» - в редакцию «ТР» принесла его двоюродная племянница Вера Павловна Суетнова.
Вера Павловна Суетнова хранит фотографии, газетные вырезки легендарного родственника.
«…Необходимо было нанести удар по вражескому аэродрому в районе Новоград-Волынска. Нашей эскадрильи поставили задачу: разбить танковую колонну. В это время на небе в стороне от нашего аэродрома появляется большая группа фашистских самолетов. Она прошла мимо и скрылась в лучах солнца. Командир дал команду: «По самолетам!» Мы со штурманом уже подошли к самолету, техник заканчивал пробу мотора. И вдруг над головой появляется немецкий истребитель. Все врассыпную… и тут начался сущий ад: земля ходила ходуном, вокруг взрывы, очереди из пушек и автоматов, свист, разрывы снарядов, даже голову невозможно было высунуть, а уж стрелять - тем более. Штурмовка была недолгой, когда все стихло, выглянул из щели. Хвост соседнего самолета горел, а бесстрашный техник тушил его… Посчитал пробоины в палатке, которая располагалась рядом с местом, где мы прятались. 104 пробоины, везде воронки и неразорвавшиеся бомбы ГД-2. Люди остались невредимыми, но самолеты были повреждены. Вылет тогда немцы нам сорвали!»
- Дмитрий Иванович родился в 1922 году. После окончания семи классов пошел в фабрично-заводское училище, где готовили токарей, - рассказывает о своем родственнике Вера Павловна. - Одновременно в те довоенные годы молодежь призывали в авиацию. От желающих не было отбоя, но выбирали самых дисциплинированных, физически закаленных и отличников учебы. Дмитрий Иванович успешно прошел комиссию и был зачислен в аэроклуб. Учеба в ФЗУ завершилась, курсы тоже были окончены и Свечников отправился в Пермь, где закончил военно-авиационную школу. И с первых дней Великой Отечественной войны Дмитрий Иванович оказался на фронте.
- Он столько пережил, увидел, но при этом всегда был невероятно спокойным, уверенным в себе человеком, - продолжает рассказ Вера Павловна. – Руки, ноги, голова, тело – все было изранено, перебито. Но он до последнего держался молодцом. Сразу после войны его с семьей отправили летчиком-испытателем в Австрию. Испытал почти сто самолетов. Когда предложили работу инструктора, отказался со словами: «Я родился летать».
Про свою работу он вспоминал, что летал по воздуху больше, чем ходил по земле. Просил супругу по утрам выходить во двор в определенное время, чтобы узнать, придет ли муж на обед. Если пролетающий над домом летчик–супруг махнет крылом своего самолета, значит в час дня придет на обед. Жена Шура так и делала, выйдет на улицу, посмотрит на небо, проводит взглядом пролетающий самолет и пойдет готовить обед.
«…Февраль 1942 года. У меня за плечами 90 боевых вылетов. Последний был самым сложным. Полетели в разведку с Игорем Карповым. Шли под облаками, которые висели очень низко. В хорошую погоду враг обычно маскируется и его плохо видно. На этот раз они не ожидали нашего появления. Мы обнаружили цель: танки, машины, артиллерия, люди. Встали на боевой курс и сбросили все бомбы… Как только вышли из облаков, нас встретил зенитный огонь. Одновременно загорелись оба бензобака. Но самолет еще слушался и работал нормально. Я резко развернул машину со снижением на большой скорости и направил самолет в сторону своих. Планировал посадить самолет на живот без шасси. Волнения не было никакого, наоборот, сверхспокойствие. Когда приблизились к земле, выровнял самолет, убрал газ, на крыльях сгорела вся обшивка, машина несется в метре от земли. Огонь уже проник в мою кабину, загорелась левая половина комбинезона, языки пламени задели лицо… Так больно гореть живьем! Хотел закрыть боковые створки фонаря, чтобы огонь меньше поддерживался, и у меня появилось время посадить машину…»
В Нижнем Тагиле Дмитрия Ивановича знали и помнят многие. В доме на углу улиц Карла Маркса и Мира они с супругой прожили более 20 лет. Работал в энергосбыте на машинном кране. Каждое утро бывший летчик бегал по улицам города почти до Шайтанки. Потом купили сад, занимались хозяйством. В 90-х Дмитрий Иванович решил переехать в родной город Невьянск. Там в 1998 году его и похоронили. Удивительно, но причиной смерти стали не боевые ранения, а последствия сахарного диабета. Бывшему летчику приходилось ходить с помощью костылей. Но до последней своей минуты Дмитрий Иванович был уверен, что обязательно встанет на ноги. «Я рожден, чтобы летать», - любил говорить герой Великой Отечественной.
Фото Николая АНТОНОВА.
На верхнем снимке: Дмитрий Иванович Свечников с супругой Александрой.
.