Предложить новость:


Все поля обязательны для заполнения!
Участвовать в конкурсе:
Прикрепить файл

0%
Все поля обязательны для заполнения!







Участвовать в конкурсе:
Положения конкурса
Закрыть
04.10.2018 09:00
Где ты, учитель? Почему молодежь неохотно идет работать в школу
Где ты, учитель? Почему молодежь неохотно идет работать в школу
Последние новости
Теги: Нижний Тагил образование школа

В этом году в школы Нижнего Тагила пришли работать два учителя математики, два - по русскому языку, два - по информатике и 22 учителя начальных классов. Преподавать физику, как и ряд некоторых других дисциплин, в образовательные учреждения города молодые специалисты не идут. И такая тенденция сохраняется последние пять лет.

Почему так все складывается? Кто должен поднимать престиж профессии учителя? Как сделать так, чтобы выпускники вузов и колледжей, получая педагогическое образование, шли работать в школу? Какой должна быть система профессиональной поддержки молодых учителей? Каким должно быть вознаграждение за профессиональные достижения действующих педагогов со стажем? Эти и другие вопросы горячо обсуждали в редакции «Тагильского рабочего» в рамках «круглого стола» на тему «Качество подготовки педагогических кадров для системы образования Нижнего Тагила».

Участниками мероприятия стали заместитель главы администрации города по социальной политике Валерий Суров, начальник управления образования Нижнего Тагила Татьяна Удинцева, народный учитель Российской Федерации Татьяна Игошина, председатель Нижнетагильского горкома профсоюза работников образования и науки РФ Людмила Кузнецова, директор НТСПИ Лилия Егорова, директора школ и педагогических колледжей.

IMG_7545.jpg

Стареющая школа

Валерий СУРОВ:

- В Нижнем Тагиле не хватает учителей русского языка, физики, химии, математики и иностранного языка. Сегодня мы должны не просто обсудить ситуацию, но и выработать единый подход, необходимый для того, чтобы выпускники педагогических вузов и колледжей выбирали свою профессиональную стезю в рамках полученного образования. Нам нужно найти тех студентов, которые вернутся в школу в качестве учителя, и создать им условия для нормальной работы.

Татьяна УДИНЦЕВА:

- Обеспеченность педкадрами в городе составляет 96,7 процента, в школах – 96,6. Вакантными остаются 165 ставок в системе образования, отдельно в школах – 122. Большинство ставок закрыты действующими учителями, а это значит, что наши педагоги работают на несколько ставок в достаточно напряженном графике.

Средняя нагрузка педагога в неделю составляет 24,8 часа, что не может не влиять на качество подготовки. С нагрузкой более чем в 1,5 ставки работают учителя русского языка, 21,8 часа в неделю – преподаватели математики, 24,9 часа в неделю – учителя иностранных языков

Анализ трудоустройства выпускников показал неутешительные результаты. Самый высокий показатель среди студентов пединститута был в 2016 году: 56 человек пришли в школы города. В этом году - 45. Из педколледжей в прошлом году в систему образования пришел 51 человек, в текущем – 47. Из других учреждений профобразования региона в Нижний Тагил работать приехали всего шесть человек.

Тенденция – плачевная, учителя стареют. Молодые учителя физики в школу не идут, а в последнее время дети все чаще выбирают физику и технические специальности. Так же остро стоит вопрос с выпускниками иностранного языка. По новым образовательным стандартам второй иностранный язык становится обязательным. Поэтому потребность в учителях немецкого языка, французского остается высокой. Сегодня всего пять молодых специалистов- «англичан» пришли в наши школы.

Если говорить о качестве подготовки выпускников, то тревожит, что практически все мало знают про федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). Большие трудности возникают с психолого-педагогической подготовкой. Многие молодые специалисты испытывают трудности при общении с детьми и родителями. Причина – сокращение соответствующей подготовки в вузах.

Есть проблемы с педпрактикой: она тоже сокращена, остался минимум часов, кроме того, со слов студентов, они с трудом находят место для практики. Более того, по словам выпускников, есть проблемы с методикой преподавания предметов. К сожалению, она так же сведена до минимума.

Нам необходимо мотивировать хороших выпускников на работу в школах и детских садах города. Необходимо активнее работать над системой воспроизводства кадров. Конечно, сказывается невысокий имидж профессии учителя, который сложился не только в Нижнем Тагиле, но и в целом в нашей стране.

IMG_7579.jpg

Так жить нельзя!

Людмила КУЗНЕЦОВА:

- Проблема кадрового голода среди учителей – не городская, она существует в масштабах нашей страны. Сложнее всего приходится небольшим городам, сельским школам, где чаще всего учитель – универсал, потому что ведет все: от литературы до физкультуры.

Мы говорим о том, что должны отобрать лучших детей. Но давайте честно признаемся и будем говорить об этом открыто на всех уровнях власти, чтобы нас услышали, о том, что все-таки является сдерживающим фактором для молодых учителей. Это, прежде всего, его зарплата.

Сколько бы мы ни говорили о престиже учительской профессии, ожидания молодых специалистов расходятся с действительностью. Зарплата в 17 тысяч рублей - средняя среди молодых педагогов, а у учителей начальных классов - и того меньше. Все понимают, что учитель – это массовая профессия, но, к сожалению, ей не хватает сегодня заботы и внимания со стороны государства.

Ситуация будет усугубляться, и с каждым годом все интенсивнее. Надо стучаться во все двери. От имени президиума городского совета профсоюзов мы направили письма всем депутатам Государственной думы от Свердловской области, сенаторам. Все обращения вернулись в областное министерство образования. А там разводят руками…

Да, увеличился набор на бюджетные места в пединститут. Это хорошо. Но, на мой взгляд, любой целевой набор необходимо подкреплять преференциями. Сегодня молодой педагог получает 35 тысяч рублей подъемных. Смешно! Даже компьютер хороший для работы на эти деньги купить невозможно. Давайте посмотрим опыт других территорий: Пермский край – 160 тысяч, ряд небольших городов пытаются получить хорошего специалиста, предлагая ему самое дорогое - жилье.

Мне бы хотелось, чтобы в областной программе «Учитель будущего» не было пустых мест. В ней все упирается в систему учительского роста, благодаря чему мы можем потерять опытных педагогов, и вообще будет некому работать.

Думаю, нужно продумать к целевому набору студентов преференции от города. Это может быть дополнительная стипендия, выделение мест в общежитиях, жилье по социальному найму с последующей возможностью выкупа или что-нибудь другое.

Другая сторона этой проблемы - нам необходимо сохранить те кадры, которые сегодня есть и работают на износ. Средний возраст учителя математики – под 60 лет. Под угрозу попадает инженерная школа.

Давайте спросим себя: что делается в городе для повышения престижа учительской профессии? Кроме профессиональных праздников, которые сами устраиваем…

Хочется закончить свое выступление фразой: «Так жить нельзя!»

IMG_7596.jpg

Как и сколько специалистов готовят?

Лилия ЕГОРОВА:

- Процесс подготовки педагогов в нашем институте делится на три этапа. На первом речь идет об абитуриентах. 50 процентов поступающих ориентируются на наличие бюджетного места, другие 50 процентов идут учиться для того, чтобы получить профессию учителя. Процент – не маленький, но и не большой, как хотелось.

Для того, чтобы увеличить процент мотивированных абитуриентов, в институте предпринимают определенные усилия. Вспомнили об успешном опыте открытия педклассов, решили его реанимировать. Кроме предметной подготовки теперь абитуриенты изучают основы педагогики и психологии, принимают активное участие в реализации социальных проектов, которые есть в пединституте.

Согласна, что необходимо повышать имидж профессии. Это одна из приоритетных задач, которую перед нами ставит министерство образования РФ. Пытаемся. Когда к нам поступают абитуриенты, они ориентируются на рекомендации родителей. Это основной источник информации для принятия решения наших абитуриентов. Поэтому мы готовы провести ряд мероприятий и с родителями выпускников школ, показать им престижность образования в Нижнем Тагиле и профессии учителя.

Второй этап – подготовка. К сожалению, количество бюджетных мест невелико. В последние годы оно планомерно сокращалось и дошло до отметки – 180 мест. Что это такое? Девять групп по 20 человек. Одна группа – безопасность жизнедеятельности и физкультура, русский язык и литература, иностранный язык, допобразование, начальное, дошкольное образование, история, обществознание, математика и физика.

Таким образом у нас выпускается по одной группе каждого направления. Да, мы получили контрольные увеличенные цифры приема, дополнительно наберем две группы учителей иностранного языка. Мы знаем о потребности города. Планируем подготовить 40 человек – по направлениям английского, немецкого и французского языков. Кстати, пройти подготовку по курсу можно в школе английского языка.

Знаем, что город задыхается, не хватает учителей математики и физики, открываем группу математиков и физиков.

Решит ли это проблему кадрового голода? Обратимся к статистике: порядка 50 процентов выпускников остаются в школах города и трудоустраиваются.

IMG_7583.jpg

Татьяна УДИНЦЕВА:

- Ни для кого не секрет, что в среднем 30 процентов выпускников школ города уезжают из Нижнего Тагила, причем, чем сильнее школа, тем выше этот процент.

Лилия ЕГОРОВА:

- Мы регулярно собираемся с директорами школ, предметная подготовка наших выпускников всех устраивает. К сожалению, не хватает психолого-педагогической. Но мы создали службы психолого-педагогического сопровождения наших студентов.

В начале этого года обсудили еще один проект, который, как нам кажется, должен иметь успех. Для того, чтобы студенты во время педпрактики в школе, или придя на работу в школу, имели представление о том, что собой представляет образовательное учреждение, его среда, и не только во время практики, ее мало, студенты должны там быть постоянно. Проект закрепления студентов за школами города, чтобы наставники могли курировать студентов на протяжении всех лет обучения, необходим.


И, наконец, последний этап – выпуск. За последние три года мы определили систему постдипломного сопровождения, чтобы выпускники один на один не оказывались со своими проблемами. Когда они выходят из института, испытывают сложность в общении с родителями, детьми. Не готовы решать проблемы, которые возникают. И не потому, что плохо знают, потому что не хватает практики и поддержки. И вот такую поддержку мы им будем гарантировать.

Проблемы есть, но, уверена, что их решение только в совместных усилиях. Каждый из нас на своем уровне самостоятельно эту проблему не решит.

Теория и практика – совместимы?

Галина МАСЛИКОВА, директор МБОУ СОШ №32 с углубленным изучением иностранных языков:

- Мы всегда рады студентам, которые приходят в нашу школу на практику. Стараемся помочь, направляем к учителям-стажистам, чтобы перенимали передовой опыт. У меня вопрос: кто сопровождает студентов от педучреждения? Раньше были методисты, они отвечали за работу студентов, наблюдали за практикой, приходили на открытые уроки, давали оценку. Сейчас студенты предоставлены сами себе. Конечно, опытный педагог сформирует практику студентов, чтобы он получил максимум знаний и умений. Уверена, что сопровождение должно быть не только со стороны школы, но и, прежде всего, со стороны образовательной организации, которая направляет студента на практику.

А те мизерные суммы, которые получают педагоги за практику? На мой взгляд, унижение. Наставники вкладывают максимум усилий, обучают, в условиях дефицита рабочего времени, педагог за это не получает почти ничего. Если учителя будут покрывать дефицит психолого-педагогического аспекта, то это неправильно. Это может превратиться в дополнительную нагрузку без оплаты.

Волнует и вопрос по двум иностранным языкам. Через два года мы должны выпустить девятиклассников, у которых в аттестате будут стоят два иностранных языка. А теперь обратимся к специалистам. Кто будет вести второй иностранный? Учителя иностранного языка очень нужны!

IMG_7534.jpg

Елена РЕПИНА, директор МБОУ СОШ № 95:

- Поддержу коллегу. Чтобы заинтересовать своих педагогов, прошу, чтобы они все-таки работали, как положено, а я найду возможности доплаты. Студенты должны приходить на практику и иметь возможность узнавать, что такое школа.

Теперь о престиже учителя. Когда мы об этом говорим, давайте возьмем во внимание городские СМИ. Как только учитель сорвался, оступился, все тут как тут, обязательно проведут расследование, расскажут подробности. Рассказать о хорошем, значимом для педагогов мероприятии желающих немного. А может быть, создать рубрику, передачу, посвященную учителям и системе образования города?

Татьяна ИГОШИНА:

- У меня внучка окончила бакалавриат учитель истории. Сейчас она первый год работает в Санкт-Петербурге. Зарплата – 30 тысяч рублей. Правда, в разговоре со мной она заметила, что маникюршей зарабатывала бы больше. Это первое.

Второе, в школе есть методист, который ходит к ней на урок. Так вот мне хочется, чтобы был пересмотрен функционал наших завучей. Раньше они должны были посетить 20-30 уроков за четверть, работать с молодыми специалистами. А сегодня они в большей степени стали менеджерами.

Третье: когда я начинала работать, то около 30 процентов девочек поступали в педвузы. Примером для многих из них был институт вожатых. Дети видели себя в этой профессии, девочкам нравилось, они мечтали быть учителями. Сейчас этого нет.

О престиже. Я была на одном мероприятии, дети в очередь выстроились, чтобы взять у меня автограф. Много фотографировались. Были счастливы! Почему наше местное телевидение хотя бы раз в месяц не может посвятить передачу достойному учителю, инженеру или врачу?

И последнее, мы не удержим молодежь без материальной поддержки, прав наш профсоюз. Зарплата во многом определяет выбор профессии – стипендии для целевиков, подъемные, жилье… Все что угодно, но это должно быть, по-другому вряд ли получится.

IMG_7567.jpg

Главное

Итогом обсуждения стало решение о разработке целевой муниципальной программы, направленной на повышение престижа профессии и мотивации молодых специалистов. Вполне вероятно, что в ней будут предусмотрены средства на дополнительные выплаты за классное руководство, поощрение педагогов - победителей городских конкурсов профессионального мастерства. В документ будут включены все меры поддержки, которые вполне возможно решить на местном уровне.

   



Читать еще
Мэр Нижнего Тагила поздравил жителей Старателя с 85-летием поселка
06.08.2022 17:59 /
Пользуясь случаем глава города пригласил всех присутствующих на празднование юбилея Нижнего Тагила
Комментариев: 0
В Нижнем Тагиле отмечают День Дзержинского района
05.08.2022 16:11 /
После 18.00 запланированы молодёжная концертная программа и дискотека.
Комментариев: 0
Все школы и детские сады Нижнего Тагила готовы к новому учебному году
05.08.2022 11:44 /
Об этом заявили в городском управлении образования.
Комментариев: 0
«Пограничный» – ТОС года в Нижнем Тагиле
05.08.2022 08:10 /
В преддверии Дня города в Нижнем Тагиле выбрали лучший ТОС. В состязании приняли участие 20 территориальных общественных самоуправлений
Комментариев: 0
Почему огурцы становятся горькими?
04.08.2022 13:40 /
Вопреки всем известной неприхотливости огурцы – нежные представители флоры.
Комментариев: 0
«Спартак» - детям
04.08.2022 13:34 /
Детскую площадку для занятий спортом и игр открыли на лыжной базе МАСОУ «Спартак».
Комментариев: 0