Ветеран пожарной охраны Николай Васильевич Лоскутов родился в 1930 году в деревне Нижегородской области. Помнит, как тяжело приходилось в те годы: работали с ранних лет. Потом началась война…
- Молотов по радио объявил о начале Великой Отечественной войны, все были очень взволнованны. Радио у нас имелось современное, в деревне ни у кого такого не было. Мама привезла его и самовар с выставки в Москве, туда она ездила как лучшая работница от колхоза, - говорит Николай Лоскутов. - Вскоре отцу пришла повестка. Провожали его до железнодорожной станции. Там попрощались. И с тех пор я его не видел, – вспоминает Николай Лоскутов с грустью в глазах. – Потом мы узнали его судьбу от сослуживца: папа погиб от истощения, оказавшись в блокадном Ленинграде. Там и похоронен. Племянница нашла его могилу, но съездить туда, к сожалению, не получилось.
До 1950-го Николай Лоскутов трудился в колхозе трактористом. Потом пошел в армию, в те годы призывали в 20 лет. Служил в Забайкалье. В армии получил водительские права, так и работал в дальнейшем водителем.
- В те годы юноши стремились служить. Тех, кто не шел, считали «бракованными», и девки за них замуж не стремились, - говорит ветеран. - Отслужив в армии, я понял, что нужно уезжать. Денег в колхозе не платили, а хотелось другой жизни. Выживали за счет своего хозяйства: вырастишь скотину – продашь, появятся деньги на одежду. 120 литров давала корова. Один удой себе, другой - в колхоз. Был план по сдаче мяса и яиц, еще и налог платили. К тому времени я обзавелся семьей, родилась дочь.
В 1960 году семья Лоскутова приехала на Урал. 20 лет он работал в Серебрянском леспромхозе водителем, потом переехали в Нижний Тагил, и Николай Васильевич устроился в 11-ю пожарную часть, оттуда и ушел на пенсию.
В пожарной охране была возможность подработать в выходные грузчиком в спорттоварах. Зато кроссовки можно было достать, в советские годы – дефицит.
Семья большая: дочка и два сына, нужно было их обеспечивать. В месяц выходило около 300 рублей, по тем временам - хорошие деньги. Сейчас уже четверо внуков и столько же правнуков.
- Задача водителя пожарного автомобиля – как можно быстрее довести огнеборцев до места и подать воду. Но я ездил в основном на машине с автолестницей ЗИЛ-131. В особые передряги не попадал, но был один опасный момент, - вспоминает Николай Лоскутов. - В районе «Северного Урала» во дворе был пожар. Я ехал по проспекту Ленина на пятой скорости с включенными маяками. Вдруг с Первомайской на перекресток выскакивает автобус с людьми. Я нажал на тормоза, но на дороге скользко – была осень. Пассажиры испуганно смотрели на приближающийся пожарный автомобиль. Сумел развернуть машину в сторону - на пешеходную дорожку, чуть не сбив светофор. Если бы врезался в автобус - не избежать гибели людей, протаранил бы его лестницей. А водитель автобуса даже не остановился и проехал мимо остановки. В такой ситуации секунды решают судьбу.