Я живу в Нижнем Тагиле и хочу рассказать о судьбе моего отца Владимира Ивановича Кустова – потомственного железнодорожника. На протяжении многих лет он собирал газетные вырезки, бережно хранил документы. В этих тоненьких и ветхих листочках отражается целая человеческая жизнь. Я тоже их сохраняю, и они помогли написать мне этот небольшой рассказ.
…Папа родился в 1909 году и был потомственным железнодорожником. Его отец около тридцати лет работал машинистом на Украине. Семья была большая – четыре брата и четыре сестры. Старший брат Александр принимал участие в строительстве железных дорог, в том числе железнодорожной ветки Новокузнецк-Абакан. После революции 1917 года вся семья жила в Перми. В дальнейшем отец учился в дорожно-технической школе в Свердловске, которую успешно окончил в 1937 году. В этой же школе учился и я на помощника машиниста электровоза.
Получив «корочки», Владимир Иванович долгое время работал машинистом на паровозе, а затем на тепловозе на станции Свердловск-Сортировочный. Как многие люди того времени, стал членом ВКП (б). К этому шагу относился со всей серьезностью. У него были поручители, отец собственноручно писал свою биографию, которая тоже сохранена в моем семейном архиве.
Во время войны машинистов на фронт не брали, у них была бронь. Но многие писали заявление с просьбой перевести их в действующую армию. Отцу выдали удостоверение военного железнодорожника, в котором указано место службы: паровозная часть, должность – дежурный по депо. Трудовая дисциплина была жесткой. Железная дорога являлась стратегическим объектом. Всех опоздавших на работу отправляли в штрафбат. У железнодорожников имелась своя форма: черная шинель, золотисто-серебряные погоны с эмблемой паровоза, фуражки с эмблемой гаечного ключа и молотка. В 1942 году отца отправили в командировку на Северо-Западный фронт на восстановление железной дороги ст. Медведково, а затем – на станцию Валдай. Обе эти станции находились в 30-35 километрах от линии фронта. Владимир Иванович перевозил воинские эшелоны с военной техникой и ранеными. Уже позже, после войны, он вспоминал, как эвакуировали тело В.И. Ленина из Москвы. Тело везли в Тюмень, эшелон вел непосредственно сам начальник депо станции Свердловск-Сортировочный.
Мой отец был награжден благодарностями за образцовый труд, безаварийную работу, медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», именным портсигаром от наркомата путей сообщения. Сохранил на память хлебные карточки.
Машинисты в советское время были в почете. День железнодорожника отмечался почти как национальный праздник. Устраивались спортивные состязания, концерты, массовые гулянья.
Владимир Иванович вплоть до выхода на пенсию работал машинистом, передавал знания и опыт молодым, пользовался заслуженным уважением.
Евгений КУСТОВ.