Владимир ВАСЬКОВ по образованию – мехатроник, еще несколько лет назад на Урале таких специалистов не было. Работает на Уралвагонзаводе в конструкторском бюро механизации и автоматизации производства. На его плечах лежит не только ответственность за разработку штучных изделий для цехов предприятия, но и забота о молодежи. Васьков - председатель совета молодых специалистов.
- Владимир, где вы учились?
- В Уральском университете путей сообщения. Но моя специальность никак не связана с железнодорожной тематикой. Выпуск мехатроников был первым на Урале и вторым в России. В мире специальность появилась в 90-х годах. Мехатроника находится на грани таких наук, как механика, электроника, компьютерное управление. Плюс нас обучали английскому языку. Кафедра создавалась при поддержке и участии специалистов из Германии и Австрии. Защита диплома проходила на английском, в комиссии сидели иностранцы.
- Объединение наук – и есть та самая интеграция, о которой так много говорят?
- Совершенно верно. Как раз в «гостовском» определении специальности слово интеграция фигурирует.
- Это новое веяние - требование времени?
- Интеграционный процесс продолжает развиваться, причем на Урале приобретает все более широкий масштаб. Интеграция разных наук прослеживается на многих предприятиях, в том числе на Уралвагонзаводе.
Современный инженер-конструктор должен подходить к конструированию со всех точек зрения. Изначально все вопросы прорабатываются в комплексе. Разрабатываешь конструкцию и сразу же закладываешь электронную начинку. Понятно, что в некоторых сферах ты будешь не так хорошо ориентироваться, как, к примеру, инженер-гидравлик. Или иметь свой подход к проектированию печатных плат. Но представление о том, как изделие должно функционировать, у тебя есть.
- Инженеры старой закалки мыслят по-другому?
- Классический подход к конструированию заключается в следующем. Приходит задание, разрабатывается механическая составляющая, следом накладывается автоматика и так далее. Работа разделена на блоки, за каждый отвечает отдельный специалист. Такой подход потихонечку начинает ломаться.
Инженеры старой школы мыслят проекциями, им приходилось чертить еще на бумаге. Мы же пришли работать в век широко развитых технологий и можем создавать сразу трехмерные модели. На экране компьютера я вижу всю картинку целиком, могу посмотреть внутренности изделия еще до момента его производства в железе. В то же время компьютер сильно упрощает работу инженера. Я имею возможность сделать расчет одним нажатием кнопки мышки. Тем не менее, проверка того, что рассчитала машина, все равно остается на совести инженера.
- Много ли ваших сокурсников работают на УВЗ?
- Курс закончило 14 человек, начинало 31. Мягко говоря, учиться было нелегко. Пятеро работают на заводе.
- Появляется новая специальность в вузе. Вы не знаете, «что это такое и с чем это едят». Но все равно выбираете именно это направление. Что повлияло на ваше решение?
- Наверное, новизна и неизвестность. И, вместе с тем, перспективность направления.
Я поступил сразу в два вуза. Выбирал между УрГУПСом и УрГУ. Но, учитывая большое количество промышленных предприятий на Урале, остановился на техническом вузе.
Физический факультет в УрГУ готовит преподавателей и ученых. Еще тогда понял, что наука – не мое. Я технарь до мозга костей.
- Говорят, что инженер-конструктор должен быть от бога.
- В чем-то я соглашусь с вами. Должно быть развитое, даже, можно сказать, врожденное абстрактное мышление. Только имея хорошее представление конструкции, ты можешь перевести мысли в трехмерный вариант.
Элементарный пример. Все представляют кубик-шестигранник. Но не каждый способен нарисовать его развертку. Ставим задачу посложнее: сделать ту же самую развертку, но только так, чтобы кубик можно было склеить. Необходимы места присоединения. Конструктор может не только представить развертку, нарисовать, обозначить места крепления, но еще и сделать инженерные расчеты, посмотреть, чтобы изделие «кубик» отвечало всем параметрам надежности, выносливости и хорошо себя проявило в течение всего срока эксплуатации.
- Всегда ли инженер – тот, кто изобретает?
- Наше бюро занимается разработкой средств малой механизации, автоматизации: грузохватных приспособлений, конвейеров, оборудования для пересыпания, стеллажей, площадок, испытательных комплексов и т.д.
При разработке берем во внимание уже существующие конструкции, механизмы, можем использовать классические подходы. Изобретательства как такового здесь нет. Речь идет о новых инженерных решениях. У нас много изделий, сконструированных под конкретный цех, для решения конкретной задачи. Они не имеют аналогов.
- Не просто делать штучные изделия.
- Работа каждый раз разная, и мое образование в ней мне очень помогает. Сегодня, грубо говоря, нужно нарисовать ступеньки, сделать расчеты с точки зрения механики, а завтра создать грузоподъемную платформу на 15-20 тонн. Это уже совершенно другой подход. Требуется автоматизация, чтобы человек не стоял и не закручивал маховик, а чтобы он подошел, нажал кнопочку, и все работало само.
- Не могу не задать вопрос про АвтоВАЗ. Все критикуют отечественного производителя. Бытует мнение, что наши инженеры не способны конструировать хорошие автомобили. Вы согласны с этим?
- Не возьмусь критиковать инженеров АвтоВАЗа. Считаю, что здесь - целый комплекс проблем. Ведь результат зависит от конструкции, технологии, оборудования и рабочих, непосредственно занятых в сборке.
В одной инженерной книге была такая присказка. Инженеру поручили разработать конструкцию. Он начертил, проверил на прочность. Все вышло замечательно. Отправляет на изготовление. Звонят из первого цеха: «Мы такой радиус делать не можем. Давай-ка поставим здесь угол». И так далее, длинная история. В результате конструкция превращается в обычный квадрат.
Понятно, что мысль - в голове, и не всегда она может воплотиться в «железо». Где-то не хватает оборудования, а где-то – умения. Возможна и инженерно-конструкторская недоработка. Этого никто не отрицает.
- Вы председатель совета молодых специалистов Уралвагонзавода. Чем занимается совет?
- Мы пытаемся создать условия для самореализации молодых специалистов. Какие бы у человека ни были амбиции, его не заметят, пока он себя где-то не проявит. Способствуем проведению научно-практических конференций, являемся одними из организаторов школы молодых специалистов. Ежегодно проводим конкурс профессионального мастерства среди инженеров. Молодые специалисты могут показать, насколько они хорошо ориентируются в инженерных вопросах. Причем не просто в рамках текущей работы, а в условиях стрессовой ситуации, когда на человека давит временной фактор и фактор конкуренции. В прошлом году в качестве эксперимента дали задание, связанное непосредственно с производством. Конкурс длился сутки.
Я пришел на завод в 2008 году, дважды участвовал в конкурсе и оба раза становился победителем. После этого появилось желание улучшить проводимые на Уралвагонзаводе мероприятия для молодых специалистов. Для этого вошел в состав совета и был избран председателем.
Сегодня в совет входят шесть человек из разных подразделений: отдела кадров, конструкторских и других служб. Мы сами, будучи молодыми специалистами, берем за основу личный опыт, вспоминаем, чего не хватало нам, когда пришли на завод, и пытаемся воплотить свои идеи в жизнь.