На концерт «Благовест» во Дворец культуры имени Окунева я попала случайно, хотя проводится он уже в 17-й раз. Идея его уникальна и достойна повсеместного распространения. Ее автором и инициатором стала известный в Дзержинском районе и городе врач-гинеколог высшей категории Татьяна Александровна Овсянникова, предложившая ежегодно, 7 апреля, в Благовещение, устраивать праздник для будущих мам. Ведь всем известно, насколько важны и полезны тем, кто носит под сердцем дитя, положительные эмоции, которые несут в себе музыка, танец, искусство, излучающие красоту, добро, свет… Среди многочисленных коллективов дворца, выступивших в этот день, как всегда, произвели впечатление постановки руководителя студии классического танца «Прима-Арт» Ольги Герасимовой.
Три года назад этот коллектив отметил 10-летие и получил звание образцового, а сегодня его участники в полном составе будут задействованы в большом концерте, посвященном 60-летию народного театра балета, достойным преемником которого и стала «Прима-Арт». Среди тех, кто выйдет сегодня на сцену, – выпускница студии Валерия Ганина, великолепную стать, артистизм и внешние данные которой я отметила еще на «Благовесте». Как пояснила Ольга Герасимова, она из тех, кому природа авансом подарила идеальную стопу со взъемом, о которой мечтает любая балерина. И то, что другие достигают, порой, многолетним трудом, потом, тренировками, ей было дано изначально.
Танцевальные способности Леры заметили еще в детском саду – на утренниках малышку всегда ставили в центре, в первом ряду, поэтому уже в 4 года родители привели ее в хореографическую студию. В 8 лет девочка, как говорят балетные, «встала на пальцы», то есть уже танцевала в пуантах. Специально для Ганиной дочь Ольги Герасимовой Кристина Клинчаева (тоже хореограф) поставила номер «Марина Цветаева» на песню Земфиры, удавались ей и другие сольные партии. В 2014-м году Валерия стала лауреатом 3-й степени на конкурсе «Единство России» в Москве.
Настоящим подарком судьбы, как для Валерии, так и для всего коллектива, стала прошлогодняя поездка на испанский фестиваль «Эсмеральда», который традиционно проходит в Ла-Риохе. Кроме того, участницы студии «Прима-Арт» дали 13 концертов в нескольких городах северной и южной Испании, а также в мадридском университете.
- Испанская публика – невероятная! – делится впечатлениями Валерия. – Нас принимали как профессионалов. Это так необычно, так здорово видеть за рубежом наши афиши, зрителей, которые дожидаются концерта, а потом дарят аплодисменты и цветы!
- Как бы вы могли охарактеризовать свою выпускницу? – интересуюсь у Ольги Герасимовой.
- Вредина, - с улыбкой отвечает она. – Если что-то не получается, может вспыхнуть, разрыдаться, выбежать из репетиционного зала. Потому что очень требовательна к себе, не может спокойно относиться к неудачам, промахам, несовершенству. Мы уже привыкли к особенностям ее характера – не обращаем внимания.
Но как говорила Фаина Раневская: «Кто сказал, что у меня плохой характер? У меня он просто есть». Вот и у Валерии самокритичность и перфекционизм – это то, что отличает девушку от других, определяет ее личность. Она и профессию себе выбирает престижную, связанную с международными отношениями, бизнесом, путешествиями. Для достижения цели приходится много работать, везде успевать. Но, как бы ни уставала Ганина на занятиях в лицее №51, на репетицию во Дворец Окунева идет с радостью и удовольствием. Валерия точно знает: независимо от превратностей судьбы - хореография, танец, балет будут присутствовать в ее жизни всегда, пусть даже как хобби.
Идеалом для юной балерины была и есть Майя Плисецкая, выступления которой она видела только по телевизору. А вот «вживую» слезы восторга вызывают танцевальные дивертисменты ее старших подруг – выпускниц «Прима-Арт» Дарьи Киселевой и Екатерины Гребневой. К сожалению, эти яркие студийные звездочки также отказались от балетной карьеры. Причина проста: возможность заработать в этой сфере имеют лишь хореографы-постановщики, и то при наличии заказов на крупные проекты. Рядовые балерины и танцовщики, как правило, довольствуются ничтожно малым.
- Материальный аспект сегодня перевешивает желание служить искусству, - констатирует Ольга Герасимова. – Это понятно. Но очень обидно. Едва достигнув определенных высот и успехов, девочки уходят в никуда, не получая дальнейшего развития, профессиональных перспектив.
Зато девиз «Прима – for ever», несомненно, актуален для каждой из них даже в повседневной жизни. Балерины бывшие и настоящие будут в центре внимания любого танцпола, а грациозная поступь и гордая осанка, несомненно, выделят их из толпы. Да и сама эстетика балета очень многое дает для гармоничного развития каждой девушки.
О том, насколько значимой стала образцовая студия, говорит и то, что ее название занесено в первую энциклопедию творческих коллективов «Богатство России». А совсем недавно, в начале апреля, пришла приятная новость из Таллина, где солистка «Прима-Арт» Елизавета Мазуркевич (единственная представительница от России!) на фестивале «Таллин-фест» была удостоена звания лауреата второй степени в номинации «Классика».
Причем член жюри, эстонский хореограф Николай Смирнов, давая оценку, заявил, что тагильчане даже в чем-то превзошли питерскую школу! Так что основатели и звезды народного театра балета, такие, как легендарная Луиза Полякова, могли бы гордиться нынешним поколением приверженцев классического танца. Кстати, так совпало, что сегодняшний концерт, посвященный 60-летию народного театра балета и памяти Луизы Поляковой, совпал с датой ее ухода из жизни 6 лет назад. Случайность, знак, мистика?
«Я – маленькая балерина, всегда нема, всегда нема, и скажет больше пантомима, чем я сама», - пел когда-то Вертинский. Великий шансонье был прав – движением, пластикой можно передать даже то, что неподвластно словам. И совсем юные, но уже ощущающие себя артистами маленькие балерины также выйдут сегодня на сцену Дворца имени Окунева, чтобы продемонстрировать свои первые победы. Возможно, им предстоит жить в более стабильные, бескризисные и оттого менее меркантильные времена, когда, делая выбор между материальными преимуществами и тем, к чему стремится душа, они отдадут предпочтение последнему. И тогда, уже точно, мы будем «в области балета впереди планеты всей».