Одна из самых обсуждаемых новостей последних дней – слияние трех тагильских детских больниц в одну. Предполагается, что клиники для малышей и подростков №1 на Вагонке, №2 на Красном Камне, №3 на Вые войдут в единый медицинский центр. Горожан не может не волновать подобная перспектива.
Насколько обоснованны опасения людей, что происходит сегодня с медициной, мы обсудили во время встречи в редакции с депутатом Законодательного собрания, председателем комитета по социальной политике Вячеславом ПОГУДИНЫМ.
- Вячеслав Викторович, большинство жителей остро реагирует на программу оптимизации в здравоохранении, с трудом понимая, как увязать в одно целое два факта: получить качественную медпомощь в городе и так проблема, а число клиник сокращают. Даже при их нынешнем количестве с очередями в поликлиниках не удается справиться.
- Негатив всегда на поверхности, он больше бросается в глаза, на его фоне позитивные тенденции порой теряются, выглядят невзрачно. Хотелось бы внести некую объективность в оценку ситуации.
Начнем с очередей. В учреждениях, где руководитель придает этой проблеме значение, думает о пациентах, многочасовых ожиданий нет. Даже на общем фоне кадрового голода существуют поликлиники, в которых нашли выход: создали колл-центры, интернет-запись.
Это все от грамотного управления зависит. Ведь как бывает? В одну поликлинику приходишь, сразу чувствуется организация. Там человек не теряется в полном смысле этого слова: ему всегда подскажут, как попасть к нужному врачу, запишут на перспективу.
К сожалению, есть другие примеры: клиники, где пациенты чувствуют себя «за бортом», не могут никуда достучаться и получить ответ.
Выдача талонов, распределение потоков посетителей – это, в первую очередь, вопрос, который зависит от главного врача, его помощников, замов.
Совсем избавиться от очередей в ближайшее время не получится, но сделать процесс получения талонов более человечным, конструктивным - в силах руководителей.
- Они ссылаются на дефицит врачей. В Нижнем Тагиле не хватает 206 специалистов.
- Да, но данный показатель прежде был выше. У меня 20-летний опыт работы в тагильском здравоохранении, в том числе руководителем. Я хорошо помню, что по городу не хватало одномоментно свыше 300 врачей.
Сегодня по области мы ушли от отрицательного сальдо, когда в регионе прибавлялось врачей меньше, чем терялось, хотя еще находимся на пограничных показателях.
На что надеяться? Во-первых, в настоящее время за счет средств областного бюджета в Уральском медицинском университете обучаются 130 человек. Плюсом 170 - на лечебных специальностях за счет федерального бюджета. Качество подготовки хорошее.
Уже нельзя сказать о непривлекательности заработной платы, она довольно приличная: средняя по области 55 тысяч рублей у врачей, 28 – у медсестер и 16 - у младшего медицинского персонала.
Во-вторых, к нам стали приезжать медики из других областей, зарубежья. Это не только Украина, Казахстан, но и Средняя полоса России и Сибирь.
Положительный симптом: по итогам 2014 года, многие врачи, пришедшие в нашу медицину, выбрали для работы амбулаторно-поликлиническое звено, это, в том числе, связано и с сокращением стационарных коек - их количество в 2014-м по региону уменьшилось на 2 700 единиц.
Примером того, что от очередей при желании можно избавиться, сегодня служит положение с предоставлением высокотехнологичной медпомощи. Сейчас в области оказывают около 20 видов таких операций: на сердце, суставах, по восстановлению зрения и другие.
Вспомните, прежде такую помощь ожидали годами. Сейчас идет ежегодное значительное сокращение сроков ожидания. Теперь стоит задача – к концу 2016 года совсем уйти от очередности по высоким технологиям.
В областном бюджете заложены средства, причем в связи с кризисом они не были сокращены, наоборот, увеличены на 2015 год. В этом проявлена четкая позиция депутатов Законодательного собрания.
Но, чтобы высокие технологии дошли до каждого нуждающегося, люди должны знать, куда обратиться. Очевидно, что многие показатели здоровья зависят от эффективности работы первичного звена медицинской помощи. Первый встречается с больным участковый врач. От него зависит своевременное направление к специалистам, правильная диагностика.
Ответственность организаторов здравоохранения – информированность населения о бесплатной помощи в регионе.
- По объединению трех детских больниц звучат сомнения в правильности такого шага.
- Планы давние: больше года назад вопрос обсуждался с министерством здравоохранения. Откровенно скажу, не сразу это принял.
Я хорошо знаю все три больницы, каждая – особой специализации: хирургическая у третьей, ранний возраста – у второй детской, гастроэнтерология - у первой в Дзержинском районе.
Знаю людей, которые в них работают, традиции. Понимаю, шаг будет непростой.
Но здесь нужно видеть перспективы.
Я абсолютно уверен, детскую многопрофильную больницу в Нижнем Тагиле мы построим. Сейчас идет период корректировки проекта, обновленное медзадание уже готово. Приложим максимум усилий для того, чтобы финансирование строительства клиники заложили в бюджет 2016 года.
- Не предполагается ли привлечение инвесторов, чтобы стройка велась на основе государственно-частного партнерства, как нижнетагильский госпиталь инновационных технологий?
- То, что вы назвали, пример деятельности уникального человека и неординарного бизнесмена Владислава Тетюхина. Он меценат, это большая редкость. Найти второго такого сложно.
В принципе, сама практика частно-государственного партнерства может быть применима при строительстве детской многопрофильной. В этом важном для тагильчан начинании может участвовать бизнес.
- Вернемся к слиянию больниц. Зачем торопиться? Строительство детской многопрофильной еще не начато.
- Но ведь новая больница – это не только хорошие площади и классное оборудование, это, прежде всего, коллектив. По опыту скажу, сформировать его, адаптировать сразу не получится. На это уходят годы.
Слияние детских больниц уже сейчас создаст костяк сотрудников для будущей многопрофильной. Так заранее начнется непростой этап вхождения врачей из разных учреждений в новые условия работы, когда вся педиатрия сосредоточится в одном центре. Усилится взаимодействие специалистов разного профиля.
Что же касается сокращения медицинского персонала из-за слияния, то я уверен, что врачи и медицинские сестры все останутся на местах и работой будут обеспечены на сто процентов. Они не потеряют ни в зарплате, ни в условиях.
Уменьшаются расходы на то, что не имеет отношения к здоровью.
- Хочется понять, чем это реально обернется для пациентов. Не лишатся ли мамы с маленькими детьми поликлиник в шаговой доступности?
- Нет, как имели поликлинику в шаговой доступности, так и будет дальше. Наверное, было бы хорошо, если бы в каждом районе располагалась больница, оборудованная по последнему слову техники и полностью укомплектованная кадрами. Но при нынешнем положении дел в экономике укрупнение пойдет только на пользу.
Конечно, в этом объединении есть определенная экономия средств, непринципиальная для лечебного процесса. На пациентах это никак не отразится в негативном плане. Наоборот, в итоге дополнительной специализации появятся ряд служб и отделений, которых ранее не было.