Доллар вырос на 30%, а чем хуже крупа и макароны? Всего за две недели средняя по стране цена гречневой крупы выросла на 27,5% — и это официальные данные Росстата. На очереди макаронные изделия, которые вскоре прибавят 20—25%, потому что оптовая цена на твердые сорта пшеницы уже практически удвоилась. Рис и другие крупы в такой ситуации тоже не станут отсиживаться в засаде. Словом, нижняя ценовая граница потребления в ближайшее время резко сдвинется вверх, сообщает «Новая газета».
При этом никакого дефицита гречки нет — ее намолотили почти на 20% больше, чем в прошлом году. Девальвация и санкции ей тоже нипочем — это продукт преимущественно отечественного производства и потребления. Значит, речь идет о спекулятивной атаке на рынок, и притом весьма успешной.
Все это мы уже проходили в 2010 году. Но тогда в действиях спекулянтов была и объективная составляющая: правительство в качестве упреждающей меры в условиях неурожая ввело эмбарго на экспорт пшеницы, и перекупщикам, чтобы не терять обороты бизнеса, нужна была новая рыночная идея.
Что может быть драйвером гречневой истерии сейчас? Разве что подспудные представления населения о надвигающемся кризисе, удачно разогреваемые заявлениями властей (что его нет — и не будет).
Нечто похожее мы наблюдали накануне на валютном рынке, где девальвационные ожидания дополнительно толкали доллар и евро вверх — на этом играли банки, в том числе государственные, пока ЦБ не наказал их, прекратив интервенции и предложив альтернативный канал пополнения валютной ликвидности — из собственных резервов (через механизм РЕПО). При этом регулятор строго предупредил, чтобы с его деньгами на валютный рынок не совались — и что же, никто и не стал их брать. Курс доллара, который недавно стремился к 50 рублям, сейчас уверенно отползает к 45.
На рынке гречки можно было бы сыграть в ту же игру. Во-первых, у государства есть стратегические резервы этой крупы, и вопрос их распечатывания сейчас активно обсуждается в правительстве. Во-вторых, государство — это и крупнейший потребитель гречки: школы, больницы, армия, тюрьмы и даже гуманитарные конвои.
Маневр напрашивается сам собой: продавать гречку из резервов бюджетному сектору по адекватным ценам. Тогда на открытом рынке будет явный дефицит спроса, и паника сама собой сойдет на нет. Если же бросить резервы на открытый рынок, то получится накормить спекулянтов, но не народ.
Как говорится, запасаемся попкорном — пока он не подорожал.