- Такое ощущение складывается, что все СМИ страны говорят о проблеме приобретения полисов ОСАГО, а страховщикам «пофиг»! Кто-нибудь сможет заставить вести себя честно и порядочно страховые компании? – спрашивают читатели «ТР», имея в виду массовые отказы страховщиков оформлять полисы ОСАГО без продажи дополнительных услуг.
«ТР» тоже неоднократно писал о беспределе, который творится в страховых компаниях. Однако, как говорится, воз и ныне там. Страховщики или отказываются комментировать ситуацию, или делают вид, что ничего не происходит: проблем нет, но и полисов ОСАГО тоже нет.
Вопрос заключения договоров ОСАГО без дополнительных платных услуг стал для всех автовладельцев больным. Кто-то из них пытался обратиться в Роспотребнадзор, другие написали жалобу в прокуратуру. Пока официальные результаты проверок еще не обнародованы, универсальные советы на этот счет дали специалисты Нижнетагильского отдела управления Роспотребнадзора по Свердловской области. Насколько реально их применить на практике, судить только автовладельцам. В частности, эксперты рассмотрели несколько вариантов ситуаций, в которые чаще всего попадают потребители, и предложили алгоритмы поведения.
Итак, вариант 1 - договор ОСАГО уже заключен с дополнительными платными услугами. В этом случае потребителю необходимо направить в страховую организацию (лично, с отметками о получении или по почте заказным письмом с уведомлением) заявление об отказе от дополнительной услуги страхования граждан.
Вариант 2 - договор ОСАГО не заключен и потребитель, отказываясь заключать договор с дополнительными услугами, получил устный отказ в заключении договора ОСАГО. Потребитель должен доказать факт отказа в заключении договора ОСАГО или попытаться доказать факт навязывания дополнительных платных услуг. Можно записать видео, произвести аудиосъемку или взять с собой человека (свидетеля), который подтвердит данные факты. А еще можно потребовать от организации документ, подтверждающий отказ в заключении договора ОСАГО и его обоснование.
Если на руках у потребителя уже есть какие-то из перечисленных доказательств, а фирма продолжает стоять на своем, нужно обратиться с жалобой в управление службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров в Уральском Федеральном округе Банка России (г. Екатеринбург, ул. Циолковского, 18). Эта организация со сложным названием и должна принять меры административного воздействия, так как 6 августа 2014 года вступила в силу ст.15.34.1 КоАП РФ, предусматривающая ответственность за необоснованный отказ от заключения публичного договора страхования либо навязывания дополнительных услуг при заключении договора обязательного страхования. С жалобой на договоры, заключенные до 6 августа 2014 года, с навязанными дополнительными услугами тагильчане вправе обратиться в управление Роспотребнадзора (Нижний Тагил, ул. Октябрьской революции, 86).
И, наконец, вариант 3 - договор ОСАГО не заключен, потребителю навязывают дополнительные услуги, а в случае несогласия на их приобретение отказывают в заключении договора. И нет никаких доказательств устного отказа. Как правило, отсутствие доказательств на руку страховым фирмам (они ссылаются на добровольное согласие потребителей). В этом случае нужно оформить два заявления о заключении договора ОСАГО без оказания дополнительных платных услуг. Если страховая организация продолжает стоять на своем и отказывается заключать договор ОСАГО, за защитой своих прав тагильчанам придется обратиться в суд по месту жительства или пребывания. И уже судом могут быть рассмотрены требования потребителя.
Для получения бланков обращения в страховые организации потребители могут обратиться в консультационный пункт Нижнетагильского ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области» по адресу: г. Нижний Тагил, ул. К.Маркса, д. 29, кабинет №1,2 , тел.: (3435) 41-83-62.