Глава города Сергей Носов провел традиционную встречу с творческим коллективом «Тагильского рабочего». Перед началом беседы, которая всегда проходит за чашкой чая в формате «без галстука», мэру презентовали обновленный сайт газеты (www.tagilka.ru).
Вопросы для главы города мы подготовили, исходя из обращений наших читателей. Выбрали те, что задают чаще всего – значит, они действительно волнуют широкий круг тагильчан.
О перспективах
- Сергей Константинович, идет формирование бюджета-2015. Уже известно, что в области дефицит составит 29 миллиардов. Получит ли город в такой ситуации областные средства для дальнейшего социально-экономического развития?
- Возможно, сохранится тенденция, что деньги выделять не будут. Однако наверняка реализуются наши планы по привлечению инвестиций. Первый контракт жизненного цикла мы подписали по программе «Светлый город». В результате в освещение Нижнего Тагила в следующем году в любом случае будет вложено 500 миллионов рублей. Для сравнения, в 2013-м мы затратили на эти цели 200 миллионов, и уже тогда эффект был заметен. Я считаю, и 500 миллионов мы в состоянии освоить. По крайней мере, на эту сумму у нас готова проектно-сметная документация, прошедшая экспертизу. Нет ничего страшного в том, что город будет кому-то должен: систему освещения у нас никто не заберет.
Есть еще несколько серьезных проектов. В ноябре мы должны объявить два конкурса на концессии: по строительству нового полигона для мусора и моста через Тагильский пруд. Мне доложили, что в банке-инвесторе документация по мосту прошла все этапы согласования, мы получили «добро». Но еще раньше выяснилось, что проект надо дорабатывать. На Корабельном мысе мост практически упирается в железную дорогу, нужен тоннель к Свердловскому шоссе. А там требуется развязка, чтобы можно было повернуть в сторону города, поскольку нет смысла ехать в Екатеринбург с Гальянки через пруд, существует более короткий путь. Строительство развязки – это уже прерогатива области, ее будут делать вместе с Восточным объездом.
Через пять лет истекает срок эксплуатации полигонов для твердых бытовых отходов. Поэтому, пока есть инвесторы, готовые с нами сотрудничать, постараемся все сделать по максимуму. Скептиков много, но я верю в лучшее!
Я не сторонник решения проблем «маленькими шажками», это неправильно. Хороший пример - детская многопрофильная больница. Строительство началось почти 20 лет назад, и если в ближайшее время его не продолжить, вложенные средства просто «сгниют». В следующем году нам выделяют 120 миллионов рублей - и как они решат проблему долгостроя?! Затем в течение двух лет из федерального бюджета выделят четыре миллиарда на строймонтаж и оборудование. Первоначально проект стоил четыре с половиной миллиарда рублей. Сегодня, как минимум, пять миллиардов, поскольку оборудование все импортное, а евро подорожал на 25%.
- Вступая в должность главы города, вы в качестве одного из вариантов пополнения местного бюджета называли перенос структурных подразделений ЕВРАЗа в Тагил. Что-то делается в этом направлении?
- ЕВРАЗ имеет консолидированный бухгалтерский баланс и может платить налоги в любом месте России, где находятся его предприятия. Для этого даже не обязательно переносить юридические адреса. Законодательством предоставляется возможность перераспределять прибыль между предприятиями, и ЕВРАЗ этим пользуется. Холдинг сам предлагает платить больше налогов в Свердловской области, мы находимся в стадии переговоров с руководством. У НТМК рентабельность, насколько я знаю, на сегодняшний день больше 30%, что очень хорошо. Но по налогам, которые поступают в город, этого не чувствуется.
О транспорте
- Программу «Тагильский трамвай» жители оценили по достоинству: городской электротранспорт стал доступнее и удобнее. Предполагалось, что следующим этапом станет замена изношенных рельсов. Будет ли в следующем году отремонтирован участок между городом и Вагонкой, в принципе пригодный для скоростного движения? Возможно, следует заняться и обособлением путей от потока автотранспорта, чтобы трамваи не стояли из-за ДТП?
- В конце ноября состоится презентация 20 новых трамваев, к Новому году они выйдут на линии. Следующий серьезный вопрос – качество путей. Рассматриваем вариант концессии. Но надо понимать, что крупные проекты мы реализуем вместе с областью, и платить нам придется вместе.
Что касается обособления путей, я считаю, это не нужно. Важнее – неотвратимость наказания за нарушение правил дорожного движения. Во всем мире трамвайные рельсы служат для проезда автомобилей, почему Тагил должен быть исключением? Все зависит от культуры водителей. Ведь сколько аварий, когда автомобиль непонятно как вылетел на пути через все ограждения! Поэтому в рамках программы «Безопасный город» будем усиливать систему видеонаблюдения. Некоторые очень легкомысленно относятся к штрафам – зря. Когда накопится много неоплаченных, машину заберут на штрафстоянку и придется ездить на общественном транспорте. На Западе, например, за грубое нарушение правил дорожного движения автомобиль вообще конфискуют, я уже не говорю про уголовную ответственность. И это правильно.
- Неоднозначная ситуация сложилась с заменой ГАЗелей на микроавтобусы. Перевозчики говорят, что это накладно, надо повышать цену за проезд. Не очень довольны и горожане: автобусы ездят реже, приходится долго ждать на остановке, а потом стоять в битком набитом салоне…
- В том, что приходится долго ждать, виноват не автобус, это вопрос организации движения. Тут человеческий фактор. Проблема в том, что все перевозчики у нас частные. В любой момент водитель может сойти с маршрута по какой-то причине, и ему ничего за это не будет. К сожалению, система ГЛОНАСС, которая должна контролировать работу транспорта, так и не работает. И я ни разу не слышал от представителей компаний-перевозчиков, что служба заказчика или служба городского хозяйства оштрафовала их за нарушение графика движения. Это говорит о том, что мы плохо контролируем ситуацию. Будем работать лучше.
С другой стороны, чем больше вместимость автобусов, тем меньше ГАЗелей на улицах города. И с тем, что старые раздолбанные маршрутки – не самый лучший транспорт, я думаю, все согласны.
О воде
- Жители Нижнего Тагила и поселка Черноисточинск просят принять срочные меры по спасению питьевого Черноисточинского водохранилища. Способен ли Водоканал самостоятельно справиться с этой задачей и какова сегодня ситуация на Верхне-Выйском гидроузле?
- Проблема качества питьевой воды очень острая, но ее решение требует вложения нескольких миллиардов рублей. По газу и электричеству мы вопросы сняли. По воде, к сожалению, принципиального решения пока нет, хотя я разговаривал с руководителями компании «РусГидро», которая занимается этой темой в целом по стране.
Надо готовить программу, искать концессию, а пока денег едва хватает, чтобы латать дыры. Тревожные «звоночки» стали раздаваться очень часто. Недавно случилась серьезная авария на магистральном водоводе около дома №18 по улице Новострой: на глубине 7 метров лопнула чугунная труба 70-летней давности, диаметром в 600 мм. Изношенность сетей - проблема многих городов России.
С проектом строительства очистных сооружений на Верхне-Выйском пруду мы уже заявились на конкурс. Оказалось, документация была не доделана. И денег не выделяли как раз по этой причине.
О микрорайоне Александровский
- Весной открылся шоу-рум микрорайона Александровский, однако строительство так и не началось. Тагильчане стали сомневаться в том, что в условиях нестабильной экономической ситуации и роста курса доллара удастся реализовать такой масштабный проект. Да и стоимость квартир наверняка теперь увеличится, и они перестанут быть доступными. Не отказался ли застройщик от обязательств?
- Все в силе. Всегда проходит около года с момента принятия решения о начале строительства до воплощения проекта в жизнь. Сейчас, насколько я знаю, выполняется планировка сетей внутри кварталов. Сколько конкретно квадратных метров жилья будет сдано в следующем году, станет ясно в декабре. О цене: это, в любом случае, коммерческий проект. Если вокруг Александровского начнется ажиотаж, то жилье будет стоить столько, за сколько покупают. Но мы проследим, чтобы начали с цены в 1000 долларов за квадратный метр, как обещали застройщики.
Недавно состоялся конкурс на строительство торгово-развлекательного центра в этом микрорайоне. Работы начнутся следующей осенью. Планируется, что к центру, расположенному на берегу пруда, будет вести улица с торговыми рядами в западном стиле: с магазинами на первых этажах домов. Кстати, к этому проекту выразили интерес представители системы французских магазинов-аутлет, которая специализируется на продаже брендов одежды со значительными скидками.
- Желающих строить и в центре города немало. Вот только зачастую вместо изначально заявленных, к примеру, многоуровневых парковок появляются очередные офисные центры. Как изменить сложившуюся систему?
- Видимо, такие лукавые у нас предприниматели и очень наивные городские службы. В Тагиле множество объектов, построенных самовольно, без всяких разрешений. Взять тот же сгоревший торговый комплекс на кольце улицы Кулибина - проект выполнен с нарушениями. Сейчас решается вопрос по зданию, вплоть до его сноса, на так называемой Вшивой горке, где якобы строили детский развлекательный центр, а реально он там занимает совсем мало места. Я считаю это хамством по отношению к городу. Почему-то у нас контролирующие органы в детские сады, например, ходят регулярно, а когда надо оштрафовать коммерсантов, сразу вспоминают, что «нельзя кошмарить бизнес».
О спорте
- Закончился футбольный сезон, и «Уралец-НТ» из-за проблем с финансированием не поехал на заключительный матч. Баскетбольный «Старый соболь», едва начав чемпионат, заявил о возможном снятии с турнира по той же самой причине. Обе команды рассчитывают на помощь из городского бюджета. Насколько заинтересована администрация в поддержке этих клубов?
- В таких случаях всегда говорю: скажите, с какой статьи снять деньги и отдать спортсменам, я это сделаю. К сожалению, нет сейчас такой возможности. Но, я считаю, «Старый соболь» надо поддержать обязательно, это бренд Нижнего Тагила и одна из визитных карточек города. С «Уральцем-НТ» другая история: администрация города не планирует входить в число учредителей клуба. Да простят меня любители футбола, мы и на мировом уровне играть не умеем. Любительский и детский футбол будем поддерживать, продолжим строить футбольные поля. Это отдых, здоровье, занятие физкультурой на свежем воздухе. А мастерам у нас даже играть негде пока, поэтому придется «Уральцу-НТ» как-то самостоятельно выживать до лучших времен.
Короткой строкой
- Я считаю, дорожники заслужили удовлетворительной оценки. При интенсивном снегопаде неудобства были, но город не встал, и это главное. Техники сейчас гораздо больше, чем раньше, возросли и требования к состоянию дорог и переходов. Есть стимул к повышению качества работы.
- Бюджетных средств для вакцинирования взрослых от гепатита А не будет. Деньги выделены только для детей. Мы стараемся убедить предпринимателей, чтобы они делали прививки сотрудникам за свой счет.
- Танковый биатлон в Нижнем Тагиле проводить не будем. Это чисто телевизионный проект, для зрителей на трибунах он не интересен, потому что все действие происходит очень далеко.
- Крупная торговая сеть «МЕТРО» выразила желание открыть магазин в Нижнем Тагиле.