На днях снова проехалась 34-м автобусом и обнаружила в салоне полное расписание движения - его наконец-то утвердили в управлении городским хозяйством, приняв во внимание потребности пассажиров.
Из таблицы видно, что на маршруте работает 13 ПАЗиков, от «Меркурия» они стартуют с 6 утра, первые три - через пять минут, потом через 10. В часы затишья интервал увеличивается до 15-20 минут: каждому водителю, работающему с утра до вечера, положен двухчасовой перерыв на обед, а значит, днем машин на линии меньше. Эту особенность надо учесть, если не хочешь томиться в ожидании 34-го.
Вот и мы в первую «разведку» отправились неделю назад, не зная расписания. В 15 часов автобус упустили – не успели махнуть в двух шагах от остановки.
Следующий прибыл через 18 минут. Полупустой. В сторону Тагилстроя в это время пассажиров мало. Поэтому первое ощущение – несравнимый с «маршруткой» комфорт: чистота, много света, воздуха. И – свобода. Хоть стой, хоть сиди – и сиденья, и поручни удобные.
Интересуемся мнением супружеской пары зрелых лет.
- Маршрутки лучше, - говорит дама, - хотя в автобусе просторно и светло, но в часы пик, когда битком набивается – приятного мало.
Юные пассажиры с ранцами, вынув наушники от гаджетов:
- Нам нормально добираться на занятия в ДК. Если на какое-то мероприятие надо, можем всей группой дружно уехать, а не на разных маршрутках, как раньше.
- В автобусе намного комфортнее, – делится впечатлениями Галина, занявшая место по соседству. - Для меня 34-й маршрут – единственный подходящий, потому что живу на Тагилстрое, ближе к мебельной фабрике, а работаю в центре города. Автобус начал ходить регулярно, а вот в октябре мы намучились! На остановке по полчаса мерзли, когда начались метели и заносы на дорогах. Уж очень неудачно совпала замена транспорта с погодой … Сейчас нормально. Что стоя приходится какое-то время ехать - не проблема. К тому же, обратила внимание, что этим маршрутом пользуются довольно культурные люди: женщинам с детишками места уступают.
На обратном пути салон заполняется активнее, и человек семь едут стоя. Но недовольства никто не проявляет. Ход автобуса ровный, без дерганий и виляний. Между рядами достаточно просторно, чтобы разойтись, направляясь на выход к передней двери.
В районе управления НТМК стоим чуть дольше, водитель несколько раз открывает двери, потому что люди подбегают - в 16 часов в цехах закончилась смена. Да и припарковаться на остановке ПАЗику удалось только в хвосте у толпы ГАЗелек, которые, кстати, на протяжении пути не раз настойчиво обгоняли автобус.
На конечной остановке время на разговор нашлось и у водителя. Олег на 34-м трудится буквально несколько смен, до этого водил автобусы по другим, поселковым маршрутам, работал еще в ПОПАТе, т.е. профи. Преимущества замены маршруток были очевидны, обсудили претензии пассажиров.
- Главное, что людям не нравится - в час пик приходится ехать дольше, чем маршруткой, - говорит Олег. - ГАЗель нагрузилась и помчалась. А ты пока посадишь, пока высадишь…
- Неудобно еще через одну дверь выходить, когда салон полный…
- Это решаемо, если с задней площадки просят открыть дверь, я всегда отзываюсь. Правда, вчера двум юношам открыл - они ушли, не заплатив. Ну, что, бывает – не бежать же за ними? Впредь в таких ситуациях буду предупреждать, чтобы сначала передавали деньги.
- Удается соблюдать расписание, и есть такое, что на конечных остановках стараетесь заполнить автобус по максимуму?
- Расписание мы стремимся выдерживать, помехой может быть только авария.
На маршрут в одну сторону, а это почти 20 км, нам дается один час. Быстрее поедешь – дольше на конечной стоять. Задержишься – подведешь и пассажиров, которые привыкают, что автобус ходит каждые 10 минут, и своего товарища, который идет по маршруту следом.
Во время поездки стало ясно, почему предприятие «Строитель» не могло ввести автобусы постепенно – не на весь маршрут целиком, а, скажем, наполовину с ГАЗелями. Совместить перевозку по расписанию и по графику сложно, и экономически в том числе – ГАЗели проходят путь быстрее, автобус забирает больше пассажиров – будут мешать друг другу. Впрочем, и сейчас, как мы поняли, недовольства нововведением проявляют водители ГАЗелей, работающие на смежных с 34-м маршрутах – им уже стало не хватать пассажиров.
В качестве резюме
Раз уж не развита у нас сеть муниципального автотранспорта, хочется, чтобы частник дал тагильчанам более широкий выбор: большим автобусом доехать - подешевле. Или подороже, но быстрее и комфортнее, на маршрутном такси. Но только в его исконном престижном виде… Возможно ли такое?
Вот как ответил на этот вопрос заместитель директора СТК «Строитель» Сергей Георгиевич Тимошенко:
- А почему нет? Можно было бы пустить наряду с ПАЗиками и маломестные иномарки комфортные. Это отвечает потребностям пассажиров. Но вопрос упирается в цену проезда, которая не соответствует реалиям сегодняшнего дня. Частники с ГАЗелями выживают только за счет того, что машины неприхотливы в обслуживании и ездят на самом дешевом газомоторном топливе. Но для обновления парка предпринимателю нужны оборотные средства, это уже экономика, ее не обманешь и не объедешь. Та тарифная политика, которая долгие годы существовала в отношении общественного транспорта - дешевый популизм. Но люди не дураки и понимают, что это замкнутый круг. Почему-то на все цены растут – на ресурсы, на бензин, на коммуналку, и мы платим. А для транспорта идут ограничения. При ином подходе, я уверен, уже сейчас в Тагиле было бы больше качественных удобных автобусов, и выбор появился бы.