На базе НТГСПА 1 сентября открылся единственный в Горнозаводском округе Центр тестирования профориентации. О его работе, приоритетных направлениях развития рассказывает директор Виктория Вячеславовна ДИКОВА, кандидат психологических наук, доцент:
- Наш центр является региональным представительством Центра тестирования и развития в МГУ им. М. В. Ломоносова «Гуманитарные технологии». У нас работают высококвалифицированные специалисты, прошедшие там подготовку. Мы располагаем функциональным кабинетом для диагностики и консультирования, новым оборудованием и сертифицированным, лицензированным программным обеспечением для компьютерной диагностики школьников.
Тестирование и консультирование проводится для школьников с 7-го по 11-й класс. Это позволяет определиться с выбором профильного класса, выбором будущей профессии, путей получения образования, объемом и качеством необходимой подготовки для поступления в вуз. Родители и дети получают возможность разрешить конфликтные ситуации при выборе профессии.
- Насколько важно сегодня сделать правильно такой выбор?
- Этот вопрос важен и для родителей, и для самого старшеклассника, ведь это выбор не только любимого дела в жизни, но и жизненного пути, воплощение мечты. К сожалению, многие школьники не готовы сделать самостоятельный и сознательный выбор профессии, в силу слабого представления своих возможностей, а также из-за незнания самих профессий и специфики обучения. Родители часто берут ответственность на себя, искренне желая ребенку счастья и успеха, но не учитывают, что несогласованный выбор профессии грозит не только неудачей в обучении, утраченной уверенностью в себе, но и потерянным временем, потраченными впустую ресурсами.
- Какие, на ваш взгляд, существуют приоритетные направления профессиональной подготовки молодежи, наиболее востребованные в Нижнем Тагиле и Горнозаводском округе в целом?
- Потребностью рынка труда является подготовка педагогических кадров, ведь именно с учителя начинается большинство других профессий, от его труда зависит стремление ученика к саморазвитию и самосовершенствованию.
Еще одно направление, востребованное и в городе, и в округе, - подготовка медицинских кадров. Рейтинги медицинских вузов – одни из самых высоких в России, что делает подготовку к ЕГЭ очень трудоемкой задачей, требующей от старшеклассника подчас полной самоотдачи.
Третье направление, пожалуй, самое острое для промышленного Урала – подготовка инженерных кадров, обеспечивающих развитие наукоемких технологий, разработку и внедрение инноваций, ведь инженер - это «драйвер» современного производства. По опыту профконсультирования интерес к инженерным специальностям, действительно очень невысокий, притом, что способных детей мы выявляем достаточно много. Причем высокие способности школьников не всегда подтверждаются отличной успеваемостью в школе, что дает нам основание рекомендовать родителям и самому учащемуся изменить приоритеты в подготовке к ЕГЭ и рассмотреть перспективу получения инженерной специальности.
- Какие факторы должен учесть старшеклассник при выборе профессии?
- Старшекласснику необходимо проанализировать рынок труда, востребованность тех или иных специалистов, рынок образовательных услуг города, области и страны, потенциал своего профессионального развития, свои ограничения в выборе профессии, состояние здоровья и многие другие. Возможность разобраться в своих достоинствах и слабых сторонах, интересах и возможностях интеллекта поможет сфокусировать представление о себе и осознанно, ответственно подойти к принятию одного из важнейших решений в жизни.