12.01.2018 16:25
В лабиринте профессий
Последние новости
06.08.2022 18:10
06.08.2022 17:59
05.08.2022 16:11
Ежегодно в мире исчезает около 400 специальностей. Вместо них появляется порядка 300 новых, связанных с информатизацией, робототехникой, новейшими технологиями
Такой динамики в истории человечества никогда не было. Как выпускникам сориентироваться в быстро меняющемся мире профессий?
Виртуальное путешествие
В фойе первого этажа городского Дворца детского и юношеского творчества – экран, перед ним кресла-груши. Пока пустые. Дети в большом зале слушают мотивационную лекцию куратора Центра развития молодежных инициатив Сергея Партина. Во дворце проходит IT-форум ранней профориентации.
Когда лекция закончится, у школьников начинается виртуальное знакомство с профессиями лаборанта и машиниста башенного крана. Надеваешь очки виртуальной реальности – и ты «внутри профессии». На форуме были продемонстрированы два модуля – «Лаборант-генетик» и «Машинист башенного крана».
Восьмиклассницы из школы №6, надев очки, начинают смешно размахивать руками, пытаясь сориентироваться в виртуальности. Торопят друг друга:
- Ну давай уже, снимай, моя очередь.
На форуме узнали много новых профессий, рассказывают девочки, но свой выбор каждая из них уже сделала и менять его пока не планирует. Ксюша хочет быть воспитателем или поваром, Даша - поваром, Настя - художником.
- Выглядит по-настоящему, но графика не очень хорошая, - говорит восьмиклассник Сергей Черепов, снимая очки с модулем «Лаборант-генетик». Сергей задумывается, прежде чем ответить на вопрос о будущей профессии, и произносит:
- Машинистом. У дедушки была такая профессия.
Оба модуля работают в тестовом режиме и еще будут совершенствоваться, рассказывает программист Кирилл Ильин. Всего симуляторов будет 17. Помимо двух названных, в разработке еще несколько – горный инженер, промышленный альпинист, бульдозерист. Направления деятельности разработчики выбирают, ориентируясь на Атлас профессий, выпущенный Сколково, и списки приоритетных профессий, составленные Минтрудом.
Каждый виртуальный модуль разрабатывается около полутора месяца. Чтобы создать максимально правдивую картинку, разработчики обращаются к экспертам. - Когда мы работали над модулем «Горный инженер», консультировались с Горным институтом в Екатеринбурге, - подчеркивает Сергей Партин.
На разработку виртуальных симуляторов профессий он получил президентский грант в размере 2,5 млн. рублей. Еще 3 млн. рублей Центр развития молодежных инициатив получил на развитие образовательного кластера. Кластер занимает цокольный этаж одного из подъездов дома по проспекту Строителей, 27. На площади 300 кв. метров создадут десять образовательных модулей. Они позволят тагильским школьникам за месяц на начальном уровне получить востребованные навыки. Это будет, например, создание видео- и аудиоконтента, социальное проектирование, программирование. Проект будет реализован в 2018 году.
Должен быть выбор
- У нас сейчас нет отлаженной системы профориентации. Дети не получают большой объем информации, чтобы ориентироваться на рынке труда: сколько какая профессия стоит, как часто надо будет повышать квалификацию. Эти вопросы пока не находят ответа, - говорит профессор кафедры педагогики и психологии НТГСПИ (филиал РГППУ) Анатолий Уткин.
Он считает проект виртуальных модулей полезным. Технологии дополненной реальности отвечают особенностям восприятия современных подростков и дают первое эмоциональное впечатление о профессии.
- Я не уверен, что виртуальные модули полностью помогут сориентироваться в выборе. Но у современных детей преобладает визуальное, экранное мышление: картинка и абзац текста, комментирующий его. Разработчики правы, что учитывают это, - считает Анатолий Уткин. По его словам, идея не нова. В Германии и США подобные технологии в образовании используются лет восемь.
Но одних виртуальных тренажеров мало. Многие школьники впервые серьезно задумываются о будущей профессии, когда встает необходимость выбирать предметы для сдачи ЕГЭ. По мнению Анатолия Уткина, профориентация должна начинаться с 12 лет, тогда решение о выборе будущей специальности будет приниматься более осознанно. Часто дети не осознают своих склонностей и возможности, да еще родители ориентируют не туда. Скорректировать эту проблему может грамотная диагностика.
- Моя знакомая с детства толкала дочь в школу искусств, - рассказывает доктор педагогических наук Анатолий Уткин. – Они пришли в Центр тестирования и профориентации при НТГСПИ, психологи два часа работали с девочкой.
Оказалось, что у нее замечательно развито левое полушарие – логика и мышление. Она заняла первое место в городе в олимпиаде по физике. Часто приходится менять точку зрения родителей. Они видят детей в одном амплуа, а у ребенка другие природные задатки.
Образование должно соответствовать потребностям рынка. В нашем регионе это прежде всего промышленность и металлургия. Правительство поддерживает развитие технического образования и развивает образовательный бренд Уральской инженерной школы. Но вместе с тем важно давать выпускникам возможность выбирать профессию.
- Как показывает опыт российских моногородов, эффективно работающие системы образования в них выстраиваются по типу образовательных кластеров, - говорит Анатолий Уткин. – Когда все уровни образования, от дошкольного до высшего, выстраиваются под одну идею. У нас в регионе это идея уральской инженерной школы – идея преимущественного развития инженерных профессий. Это одна из мощных и продуктивных идей, которую надо любыми способами претворять в жизнь. Но я против того, чтобы готовить только инженеров, только технологов и только работников УВЗ и НТМК. В городе должно быть пространство для выбора. Почему старшеклассники едут в Екатеринбург? Там пространство выбора больше.
По мнению специалиста, в ближайшие годы точно будут востребованы учителя, педагоги дополнительного образования, психологи с акцентом на коррекционную психологию, специалисты в виртуальном инжиниринге и масс-медиа.
Какие профессии востребованы в регионе?
По данным областного департамента по труду и занятости населения за 2014-2016 годы, больше всего вакансий в регионе относится к промышленности. Показатель составляет 14,6% всех предложений работодателей. На втором месте - сельское хозяйство, 12,5% вакансий. Востребованы также специалисты в сфере услуг, торговле и общественном питании, а также в медицине (11,4 и 9,9% вакансий).
В число пяти востребованных специальностей вошли следующие профессии: инженер-технолог, водитель, повар, штукатур, коммерческий агент.
Фото Сергея КАЗАНЦЕВА.
Такой динамики в истории человечества никогда не было. Как выпускникам сориентироваться в быстро меняющемся мире профессий?
Виртуальное путешествие
В фойе первого этажа городского Дворца детского и юношеского творчества – экран, перед ним кресла-груши. Пока пустые. Дети в большом зале слушают мотивационную лекцию куратора Центра развития молодежных инициатив Сергея Партина. Во дворце проходит IT-форум ранней профориентации.
Когда лекция закончится, у школьников начинается виртуальное знакомство с профессиями лаборанта и машиниста башенного крана. Надеваешь очки виртуальной реальности – и ты «внутри профессии». На форуме были продемонстрированы два модуля – «Лаборант-генетик» и «Машинист башенного крана».
Восьмиклассницы из школы №6, надев очки, начинают смешно размахивать руками, пытаясь сориентироваться в виртуальности. Торопят друг друга:
- Ну давай уже, снимай, моя очередь.
На форуме узнали много новых профессий, рассказывают девочки, но свой выбор каждая из них уже сделала и менять его пока не планирует. Ксюша хочет быть воспитателем или поваром, Даша - поваром, Настя - художником.
- Выглядит по-настоящему, но графика не очень хорошая, - говорит восьмиклассник Сергей Черепов, снимая очки с модулем «Лаборант-генетик». Сергей задумывается, прежде чем ответить на вопрос о будущей профессии, и произносит:
- Машинистом. У дедушки была такая профессия.
Оба модуля работают в тестовом режиме и еще будут совершенствоваться, рассказывает программист Кирилл Ильин. Всего симуляторов будет 17. Помимо двух названных, в разработке еще несколько – горный инженер, промышленный альпинист, бульдозерист. Направления деятельности разработчики выбирают, ориентируясь на Атлас профессий, выпущенный Сколково, и списки приоритетных профессий, составленные Минтрудом.
Каждый виртуальный модуль разрабатывается около полутора месяца. Чтобы создать максимально правдивую картинку, разработчики обращаются к экспертам. - Когда мы работали над модулем «Горный инженер», консультировались с Горным институтом в Екатеринбурге, - подчеркивает Сергей Партин.
На разработку виртуальных симуляторов профессий он получил президентский грант в размере 2,5 млн. рублей. Еще 3 млн. рублей Центр развития молодежных инициатив получил на развитие образовательного кластера. Кластер занимает цокольный этаж одного из подъездов дома по проспекту Строителей, 27. На площади 300 кв. метров создадут десять образовательных модулей. Они позволят тагильским школьникам за месяц на начальном уровне получить востребованные навыки. Это будет, например, создание видео- и аудиоконтента, социальное проектирование, программирование. Проект будет реализован в 2018 году.
Должен быть выбор
- У нас сейчас нет отлаженной системы профориентации. Дети не получают большой объем информации, чтобы ориентироваться на рынке труда: сколько какая профессия стоит, как часто надо будет повышать квалификацию. Эти вопросы пока не находят ответа, - говорит профессор кафедры педагогики и психологии НТГСПИ (филиал РГППУ) Анатолий Уткин.
Он считает проект виртуальных модулей полезным. Технологии дополненной реальности отвечают особенностям восприятия современных подростков и дают первое эмоциональное впечатление о профессии.
- Я не уверен, что виртуальные модули полностью помогут сориентироваться в выборе. Но у современных детей преобладает визуальное, экранное мышление: картинка и абзац текста, комментирующий его. Разработчики правы, что учитывают это, - считает Анатолий Уткин. По его словам, идея не нова. В Германии и США подобные технологии в образовании используются лет восемь.
Но одних виртуальных тренажеров мало. Многие школьники впервые серьезно задумываются о будущей профессии, когда встает необходимость выбирать предметы для сдачи ЕГЭ. По мнению Анатолия Уткина, профориентация должна начинаться с 12 лет, тогда решение о выборе будущей специальности будет приниматься более осознанно. Часто дети не осознают своих склонностей и возможности, да еще родители ориентируют не туда. Скорректировать эту проблему может грамотная диагностика.
- Моя знакомая с детства толкала дочь в школу искусств, - рассказывает доктор педагогических наук Анатолий Уткин. – Они пришли в Центр тестирования и профориентации при НТГСПИ, психологи два часа работали с девочкой.
Оказалось, что у нее замечательно развито левое полушарие – логика и мышление. Она заняла первое место в городе в олимпиаде по физике. Часто приходится менять точку зрения родителей. Они видят детей в одном амплуа, а у ребенка другие природные задатки.
Образование должно соответствовать потребностям рынка. В нашем регионе это прежде всего промышленность и металлургия. Правительство поддерживает развитие технического образования и развивает образовательный бренд Уральской инженерной школы. Но вместе с тем важно давать выпускникам возможность выбирать профессию.
- Как показывает опыт российских моногородов, эффективно работающие системы образования в них выстраиваются по типу образовательных кластеров, - говорит Анатолий Уткин. – Когда все уровни образования, от дошкольного до высшего, выстраиваются под одну идею. У нас в регионе это идея уральской инженерной школы – идея преимущественного развития инженерных профессий. Это одна из мощных и продуктивных идей, которую надо любыми способами претворять в жизнь. Но я против того, чтобы готовить только инженеров, только технологов и только работников УВЗ и НТМК. В городе должно быть пространство для выбора. Почему старшеклассники едут в Екатеринбург? Там пространство выбора больше.
По мнению специалиста, в ближайшие годы точно будут востребованы учителя, педагоги дополнительного образования, психологи с акцентом на коррекционную психологию, специалисты в виртуальном инжиниринге и масс-медиа.
Какие профессии востребованы в регионе?
По данным областного департамента по труду и занятости населения за 2014-2016 годы, больше всего вакансий в регионе относится к промышленности. Показатель составляет 14,6% всех предложений работодателей. На втором месте - сельское хозяйство, 12,5% вакансий. Востребованы также специалисты в сфере услуг, торговле и общественном питании, а также в медицине (11,4 и 9,9% вакансий).
В число пяти востребованных специальностей вошли следующие профессии: инженер-технолог, водитель, повар, штукатур, коммерческий агент.
Фото Сергея КАЗАНЦЕВА.
   
Читать еще
Пользуясь случаем глава города пригласил всех присутствующих на празднование юбилея Нижнего Тагила
Комментариев: 0
После 18.00 запланированы молодёжная концертная программа и дискотека.
Комментариев: 0
Об этом заявили в городском управлении образования.
Комментариев: 0
В преддверии Дня города в Нижнем Тагиле выбрали лучший ТОС. В состязании приняли участие 20 территориальных общественных самоуправлений
Комментариев: 0
Вопреки всем известной неприхотливости огурцы – нежные представители флоры.
Комментариев: 0
Детскую площадку для занятий спортом и игр открыли на лыжной базе МАСОУ «Спартак».
Комментариев: 0