«Купила сегодня (12.03.2015 г.) хлеб, который будет испечен завтра», - пишет подписчица паблика «Черный список Тагила» в соцсетях Елена Е. В комментариях к этому посту появляется еще одно фото от пользователя Ксении со следующей подписью: «Загляни в будущее вместе с «Тагилхлеб»!»
Фото с товаром, произведенным завтра, регулярно появляются в сети. Почему производитель позволяет себе искажать факты и ставить в заблуждение потребителей? «Эти случаи можем объяснить только человеческим фактором или ошибкой операторов, работающих на автомате, на котором выводится дата», - выдвигает свою версию, согласованную с дирекцией «Тагилхлеба», технолог производства Наталья Ермакова.
Не согласилась с таким объяснением главный специалист-эксперт Нижнетагильского отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области Елена Старикова: «Ошибки могут случиться единожды, а у этого производителя факты наличия «авансовой» даты выпуска встречаются часто. Я сама видела такую продукцию на прилавках».
Елена Макаровна объясняет, что производитель, «подстраховываясь» и продлевая таким образом сроки годности продуктов, нарушает требования санитарного законодательства и закон о защите прав потребителей.
- Искажая информацию о дате изготовления в маркировке на конкретный вид продукции, производитель вводит потребителей в заблуждение, - продолжает она. – За реализацию таких изделий продавец может быть привлечен согласно ч. 1 ст. 14.7 КоАП «Обман потребителей» к административному штрафу в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей, на должностных лиц - от десяти до тридцати тысяч, а на юридических - от двадцати до пятидесяти тысяч рублей. Кстати, совсем недавно размеры этих штрафов выросли в несколько раз. Несмотря на то, что нарушения по маркировке хлебобулочной продукции в данном случае были допущены на производстве, к ответственности будет привлекаться именно продавец.
Кстати, отмечает Елена Старикова, при выявлении случаев «авансовых» дат Роспотребнадзор может привлечь к административному наказанию не только торговое предприятие, но и изготовителей хлебобулочной продукции, а также провести проверку самого производства.
При обнаружении «авансовых» дат выхода Елена Макаровна рекомендует тагильчанам поступать так:
- Оповестить администрацию магазина о нарушении. Также покупатель имеет право обратиться в надзорные органы. А еще советую оставлять запись о нарушении в книге отзывов и предложений, чтобы представители Роспотребнадзора в ходе очередной проверки смогли понять, какие правонарушения чаще всего встречаются в этом магазине.
Елена Макаровна сетует, что продавцы забывают о своих прямых обязанностях проверять качество товара и документацию на него при приемке, т. е. так называемой товароведческой экспертизе товара. Поэтому в роли контролеров все чаще и чаще выступают сами потребители.
Наличие мобильных устройств и доступность Интернета действительно позволяет покупателям не только контролировать торговые предприятия, но и влиять на их репутацию. Горожане выкладывают фото с указаниями адресов магазинов, в которых продается просроченная, испорченная продукция или цена на кассе не соответствует ценнику. А в минувшую пятницу в том же паблике «Черный список Тагила» около трехсот «лайков» набрало фото небольшой крысы, которую пользователь Елена К. сняла в одном из магазинов известной торговой сети.
Валерия ЛОШКАРЕВА.