- Помогите слезть! – на остановке «Менделеева» в проеме распахнутой двери пожилая пассажирка трамвая растерянно смотрит вниз, куда ей надо шагнуть с крутой ступеньки. Выдержит ли такое испытание тазобедренный сустав? А по динамику уже звучит: «Осторожно: двери закрываются!»
Повезло, к отчаявшейся уже было женщине подскочил вышедший через другую дверь мужчина. Помог. Теперь взмокшей пассажирке можно перевести дух и перекреститься… Как, наверное, и вагоновожатому. А ведь на «Менделеева» недавно была реконструкция дороги и велось благоустройство.
Типичная картина для наших трамвайных остановок. Старики с сумками на колесиках и без, мамаши с колясками… Зайти в трамвай и выйти для этой категории пассажиров – серьезная проблема (впрочем, в ГАЗель подняться пожилым тоже нелегко).
Три минус одна
Но проблема эта вполне решается. Главным образом, за счет низкопольных трамваев: их производят и в нашем Отечестве – в Усть-Катаве, Екатеринбурге. Сколько шума наделал недавно тот же R1 Уралтрансмаша на «Иннопроме».
Но вряд ли это сейчас для нашего бюджета. Чтобы в Тагиле, а не только в Москве и столице Урала, появились низкопольные красавцы, нужна соответствующая государственная программа – с реконструкцией путей, дотацией на покупку действительно современных трамваев. Пока такой программы нет. И слава богу, что к нам поступают хотя бы уралтраснсмашевские - модели 405.
Только вот как в новых вагонах ни тепло и светло, удобно и мягко, ступеньки у них довольно крутые. Что же делать? Неужели нельзя никак облегчить участь пассажиров? Оказывается, можно. Пусть и частично. Даже если остановочная платформа будет возвышаться хотя бы на 10 см от поверхности рельсов, зайти и выйти из трамвая станет значительно проще и быстрее. На первую ступеньку – почти как к себе домой. Поднимаясь в тот же 405-й, вместо трех крутых уступов надо будет преодолевать всего два. Зачастую именно на штурм последней, третьей «крепости» не хватает сил у дедушек и бабушек. Однако нынешние места посадки и высадки рассчитаны, скорее, на спортсменов-баскетболистов, нежели на обычных людей с их обычными недугами к старости, а это заболевания суставов, поражения межпозвоночных дисков, хрупкость костей - артрозы, остеохондрозы, остеопорозы...
Даже больные скачут
Нельзя сказать, что вообще ничего не делается. Начнем с Вагонки. Вот остановка «Лицей» на улице Зари. Еще год-два назад, рассказывают трамвайщики, барьера у автодороги не было и сама остановочная площадка, примыкающая к ней, выглядела крайне опасно: выходящий из вагона пассажир мог поскользнуться и упасть под железные колеса. Теперь площадка ровная, есть барьер, отделяющий людей от автомобилей. Только вот тесновато и, как уже почему-то укоренилось именно в Тагиле, остановка не приподнята.
С помощью «десятки» перенесемся на остановку «Поликлиники» на Ленинградском проспекте. Здесь обычно многолюдно. Но даже ранним утром, когда тагильчане, казалось бы, в основном едут на работу, пожилые люди и вообще все те, кто захворал, пытаются, не усугубив свои болячки, спуститься с подножек трамвая, чтобы продолжить путь в поликлинику. А еще рядом со взрослой – детская! И детям тоже непросто выбираться из вагона. А еще, прямо напротив остановки, Уралвагонзавод ударными темпами строит третью! Так что больных тут, похоже, будет видимо-невидимо… Вот где приподнятые платформы особенно бы пригодились!
Знакомлюсь с Любовью Константиновной, бывшим инженером-технологом Уралвагонзавода. Как говорит ветеран, он делала «не вагоны». Живет рядом и сегодня ждет «двенадцатый», чтобы доехать до «Современника». В церковь ездит на «десятке».
- Платформы - было бы очень удобно! – говорит Любовь Константиновна. - Особенно тем, у кого больные ноги. Подниматься еще можно – за поручни держишься. А спускаться шибко больно. Хотя кого кому-то тяжелее и при подъеме. Смотря что болит.
Продолжая тему остановок, Любовь Константиновна рассказала, что в Киеве видела кормушки для птиц, а у нас – она указала на лавочки в остановочном павильоне – даже не присядешь: повсюду следы голубиного помета. Может, и это предложение инженера учтут наши благоустроители?
Слышали звон…
Продолжим путь дальше. Даже в промышленной зоне, где, казалось бы, предприятия могли бы поспособствовать в сооружении удобных остановок, ничего подобного и в помине нет. На «Коксе», «Цементном» еще и грязь.
Массовое место посадки-высадки – Привокзальная площадь, ворота города. Садоводы, туристы, грибники, рыбаки – с коробками, сумками, рюкзаками… И опять, на входе-выходе, они преодолевают три ступеньки вместо двух с «половиной».
Но, может быть, посадочные платформы для городского электротранспорта – только за границей? Водитель МУП «Тагильский трамвай» Евгений Дерябин объездил немало трамвайных городов России.
- В Челябинске – платформы повсюду. Не говоря уже о Москве, Екатеринбурге… На них равняться надо!
Слабое подобие трамвайной платформы в Тагиле мы с Евгением все же нашли – на остановке «Островского» (маршрут «тройки» по направлению к центру города). Однако с приподнятой площадки сразу в трамвай шагнет только дядя Степа, обычные люди шагают вниз, а затем снова вверх, то бишь в трамвай: подиум расположен на значительном отдалении от путей. В общем, складывается впечатление, что о платформах для трамвая в Тагиле и слыхом не слыхивали. Или слышали звон, но не знают, где он?
Сквер у «Музея»: упустили шанс?..
Радует глаз недавно появившийся сквер у остановки «Музей». Еще одной достопримечательностью в городе стало больше. А еще здесь – транспортная развязка: переплетение автодорог с ГГМ, из Центра, с Выи. Сходятся-расходятся и трамвайные пути нескольких маршрутов (1, 12, 3, 15-й). А еще вокруг сквера – три трамвайные остановки.
У самой дороги на Выю останавливаются (туда-обратно) «первый», «двенадцатый», «тройка». Конечно, остановка в сторону Выи, которая фактически на проезжей части, как, например, и у «Театра кукол», - это отдельная проблема, которую тоже надо решать цивилизованно. Речь об уже имеющихся посадочных площадках.
На «Музее» в сторону центра, на первый взгляд, вроде бы все прекрасно. Красивая плитка доходит до самых трамвайных путей. Благодать? Но и здесь пожилые люди обречены на муки (вечные?) – платформ и в помине нет. То же самое и чуть ближе к монументальной глыбе – на остановке 15-го, идущего в центр с ГГМ. К слову, если приходится быстренько пересаживаться с 15-го на «тройку», сил-то сколько надо!
А еще, как и повсюду в Тагиле, нет информационных табло со свежим трамвайным расписанием. Хотя есть павильончик – местный «зал ожидания». Какими могут быть табло, подсказывает отечественный и зарубежный опыт.
В общем, уголок в старинной части Тагила неподалеку от завода-музея появился чудесный, но пассажирам трамвая, в том числе и гостям города, экскурсантам, не предоставили максимум удобств. Обидно: упущен такой шанс! Здешние остановки могли бы стать первой ласточкой в продвижении к евростандартам. Когда еще руки дойдут и найдутся средства для этого транспортного узла?..
Директор МУП «Тагильский трамвай» Игорь Темнов - двумя руками за пассажирские платформы, это создаст условия для эксплуатации низкопольных трамваев. Однако в случае со сквером считает: не везде там достаточно пространства для таких площадок.
Но это у самой дороги. А далее, на остановке 15-го (в сторону центра) места ведь предостаточно. Кроме того, популярную остановку 15-го в сторону ГГМ реконструкция вообще пока обошла стороной. Может быть, позаботятся о пассажирах хотя бы здесь?
Конечно, платформы тоже нельзя делать впопыхах, необходимо согласовать с трамвайщиками каждый сантиметр. Например, как замечает железнодорожник Максим Барсуков, не должно быть помех для прохода снегоочистителя, особенно это касается поворотов. Такие случаи в других городах были. Но в отрасли есть же СНИПы, стандарты. И не мы тут первопроходчики. Так что чужие ошибки тоже можно учесть.
А еще вместе с Максимом приходим к выводу: с появлением платформ сократится время посадки-высадки, а значит - трамвай сможет проходить маршрут быстрее со всеми вытекающими отсюда возможностями и резервами. Пусть и ненамного, но за день набежит порядочная экономия времени! Но, конечно, оптимальную по комфорту и времени посадку-высадку пассажиров обеспечат лишь низкопольные трамваи.
300-летие не за горами, или Вместо послесловия
Несмотря на все усилия муниципалитета и депутатов сделать город удобным для жизни, отток молодежи остается значительным. Может, при начавшемся преобразовании города не всегда уделяем внимания мелочам? В квартирах у многих сделаны евроремонты, появились хорошие автодороги и красивые торговые центры… А рядом… унизительные для современного горожанина допотопные «трамвайные остановки» без намека на заботу о пассажирах и их безопасности. И иной молодой человек мотает себе на пробивающийся ус: «Так и мне придется в старости прыгать, как кузнечику». Подсознание – мощный фактор…
И еще. Много говорим о доступной среде для инвалидов. А ведь пожилых людей с возрастным поражением опорно-двигательного аппарата фактически тоже можно причислить к этой же группе. Правда, вряд ли за нажитые болезни им дадут еще и прибавку к пенсии. Где же доступная среда для них - тысяч и тысяч тагильчан, отдавших на благо страны, города свое здоровье?
Может, о соответствующих удобствах для пассажиров чиновники просто не подозревают? Хотя, с другой стороны, сколько их перебывало за последние десятилетия в той же Чехии в составе различных делегаций! А ведь Чехия – кладезь опыта в организации трамвайного движения с максимумом комфорта для рядового человека (см. фото Максима Барсукова). Да что Чехии, на другом снимке Евгения Дерябина вы можете увидеть комфортную остановку в провинциальном уральском Златоусте.
О Москве и Екатеринбурге как столицах России и Урала, конечно, говорить можно, но, наверное, нам ближе по менталитету Челябинск, где эта проблема, как уже отмечалось, успешно решается.
Да, трамвайные остановки, сделанные для людей, требуют дополнительных затрат, а значит - бюджетного планирования. Нижний Тагил уже начал готовиться к своему 300-летию. Хотя бы за две оставшиеся четырехлетки наши трамвайные остановки поднимутся во всех смыслах до европейского уровня?
«Да что там сравнивать!» - скептически заметила знакомая нам Любовь Константиновна, бывший инженер-технолог. Будет печально, если она права…