Эта осень стала испытанием для многих автомобилистов: резкое похолодание, мощные снегопады, а потом стремительное потепление и гололед привели к тому, что многие всерьез размышляли, а стоит ли самому садиться за руль и не безопаснее ли добираться по делам на общественном транспорте?
Действительно, не каждый владеет навыком виртуозно управлять машиной в сложных дорожных условиях. Поэтому в автошколах сейчас особенно популярны курсы контраварийной подготовки. В Нижнем Тагиле законно и профессионально такой подготовкой занимается только одно учебное заведение.
- Эта идея появилась давно, - рассказывает директор автошколы «Максимум» Олег Иванов. - Откатав положенное количество часов и сдав экзамен в ГИБДД, курсант имеет право управлять автомобилем. Но одним этого хватает с лихвой, другим явно недостаточно. В результате любое отклонение от привычного – тот же гололед, и новичок за рулем начинает паниковать, нарушать правила, создавать опасные ситуации для всех участников дорожного движения. Но, откровенно говоря, курс контраварийного вождения на совсем «зеленых» новичков тоже не рассчитан. Надо все-таки освоить азы владения автомобилем (не путать газ с тормозом, уметь плавно трогаться с места), а потом учиться действовать в неблагоприятных условиях. Еще одна крайность - любители «погонять», которые звонят и просят записать на курсы «экстремального вождения». Приходится лихачам объяснять, что контраварийное вождение – это навык безопасной езды, а экстрим - не наш профиль.
Директор автошколы «Максимум» Олег Иванов.
- Чему именно можно научиться на этих курсах?
- За 20 часов практики мы отрабатываем до автоматизма пять основных навыков. Управление автомобилем в зимних условиях (гололед, снежные заносы и прочее), прогнозирование опасных ситуаций при движении в городе, умение управлять автомобилем в критические моменты, например, при внезапном обнаружении препятствия, когда нужно безопасно уйти от столкновения. А также выработка правильных рефлекторных реакций на нештатные ситуации, такие, как "занос", "снос", "вращение" машины. Отрабатывая вращение на 90, 180 и 360 градусов, добиваемся, чтобы автомобиль двигался в строго заданных границах, моделируя возможную ситуацию на трассе.
- Кто-то возразит, что контраварийное вождение – это не для среднего водителя. Многие ведь пользуются машиной для того, чтобы отвезти ребенка в школу и забрать его домой, съездить за город или по магазинам…
- Да, но напомню - успешно сданные экзамены в ГИБДД дают вам право вождения автомобилем не только от дома до детского сада, но и по всей России, причем, в любую погоду. Сильный гололед и снегопад на Урале не редкость, и, двигаясь в таких условиях, нужно уметь, как минимум, правильно остановиться. А опасностей на дороге, в связи с увеличением транспортного потока, усложнением транспортных развязок и прочего, стало больше. Поэтому требуются новые, современные знания даже тем, кто ездит только на работу и домой. Единственное, что неизменно - обучение проходит исключительно на автомобилях с механической коробкой передач, что позволяет лучше чувствовать и понимать процессы, действующие на автомобиль во время управления. - А где навыки контраварийного вождения осваивали ваши инструкторы? - Обучение проходили в Екатеринбурге у специалистов по безопасному вождению. И ежегодно продолжаем ездить на курсы повышения квалификации. Кроме того, в Тагиле у нас есть специальная площадка, только вместо эстакады и «змейки», гололедица и снег. Там совершенствуются навыки безопасного вождения. - Тогда для тех, кто еще не посещал курсы контраварийного вождения, посоветуйте, как безопасно ездить на машине в гололедицу?
- Подготовьте машину к зиме. Самое важное - это качественные шипованные шины. Никакие «липучки» и «всесезонки» не гарантируют вам устойчивой езды в гололед. Не трогайтесь с места, даже если очень торопитесь, пока стекла и зеркала в машине заморожены. Трогаясь с места – минимально используйте педаль газа, лучше несколько раз заглохнуть при начале движения, чем стоять и буксовать. Не совершайте резких движений рулем, так как можно потерять сцепление с дорогой и восстановить траекторию пути будет крайне сложно. Заблаговременно тормозите перед препятствием. И главное, двигайтесь, не превышая допустимую скорость, так как только на такой скорости можно исправить возможную аварийную ситуацию. Не будьте водителем, который считает, что знаки ограничения скорости устанавливаются для велосипедистов. И тогда при любых погодных условиях вы безопасно доберетесь до места назначения.