Еще каких-то пару лет назад эти люди даже не представляли, что им придется покинуть родной дом, в буквальном смысле, бросив все нажитое за долгие годы, и переехать в Россию, на Урал. Очередные организованные группы украинских беженцев прибыли в наш город. В минувшее воскресенье, 15 марта, город принял 37 человек. Спустя два дня, во вторник, 17 марта, еще 27. Среди приезжих – много детей, женщин, молодых мужчин. Возраст прибывших от 10 месяцев до 50 лет. Сейчас люди размещены в двух пунктах временного размещения – в «Соловьиной роще» и общежитии НТИИМ.
Все приезжие - из Донецкой и Луганской областей, в общей сложности, из 12 населенных пунктов. По их словам, на автобусах смогли добраться до Ростова-на-Дону, там их организовали в группы и предложили переезд на Урал, в Нижний Тагил.
Корреспонденты «ТР» встретились с приезжими и расспросили их о том, что все-таки сейчас происходит на Донбассе. Сразу стоит оговориться, что пообщаться с журналистами согласились не все. Люди ссылались на усталость, сложную трехдневную поездку в поезде, а кто-то просто опасался называть свое имя и тем более фотографироваться для газеты. На юго-востоке Украины у многих остались воевать мужья, братья и отцы.
- Мы терпели до последнего, но жить стало совсем страшно, - рассказывает Светлана Дурбой.
Женщине - 50 лет, она самая старшая в семье, с которой приехала с Украины на Урал. Вместе с ней – два сына, сноха, дочь и две внучки – трехлетняя Лена и 10-месячная Виктория. Дома остался только муж.
Лидия Дурбой и 10-месячная Виктория.
- Ощущение, что украинская армия готовится к чему-то. Военные подтягивают к Донецку танки, ГРАДы, перемирие не соблюдается. Дэнээровцы отвели свою технику, а украинская армия, наоборот, подтянула, сосредоточила ее. Снова начали обстреливать мирное население. Наша семья жила, можно сказать, в подвале. Внучка родилась в мае прошлого года, так вот, с трех месяцев она видела только подвал. Редко выходили на улицу. Понимаете, кончились все силы, устали так, что все бросили и уехали...
Женщина говорит, что хочет вместе с родными остаться в России. При условии, если дети найдут работу. Все прекрасно понимают, что семью нужно содержать. Большая семья жила в сельской местности, под Донецком, в поселке Раздольное, поэтому сейчас готовы на любую работу, много умеют. Жалеют брошенный дом, практически новую машину, которую несколько лет назад купили сыну на свадьбу. Продать имущество не смогли, так как денег в республике ни у кого нет. Предприятия не работают, люди сидят без работы и зарплаты, пенсии и детские пособия не выплачиваются.
- Пособие получают лишь пенсионеры старше 60 лет. Им же дают гуманитарную помощь, - продолжает рассказ Светлана Дурбой. - Наша семья в эту категорию не попадала. Выходили из положения за счет своего огорода, прошлогодних закруток, хозяйства. Выживать приходилось с прошлого августа, когда украинская армия подошла к Донецку. То, что все члены семьи живы, – чудо. Рядом с домом постоянно рвались снаряды. Несколько осколков попали в стену дома, так и застряли там. Страшно на них смотреть. На случай бомбежек сирены не включают. Это делается только в больших городах. В Раздольном об артобстреле узнавали по свисту снарядов.
- Бывало, сидим за столом, обедаем. Вдруг взрыв. Хочешь – продолжай обедать, хочешь - ложись на пол или беги в подвал, - вспоминает Светлана. – Успеешь добежать до подвала, ты спасен. Не успеешь – одному Богу известно, что может случиться. Знакомые и соседи разъехались. Поселок большой был, через него идет трасса «Донецк-Мариуполь», затем она уходит ближе к Азовскому морю. Места такие хорошие… Но как жить, если дети все время боятся, внучка спать не может? Садики и школы закрыты, несколько школ открыли, на два-три часа детей занимают, дольше боятся, вдруг начнут бомбить. Да и не все родители рискуют отпускать детей из дома. Сложно передать все словами. Наверное, понять нас смогут только те, кто пережил нечто подобное…
К разговору присоединяется сноха Лидия Дурбой. На руках у 25-летней женщины грудная дочка Виктория, а рядом трехлетняя Леночка держит мать за руку.
- Ополченцы молодцы, встали до последнего, взяли в руки оружие и воюют за свои дома, - говорит Лидия. - Все мужчины воюют, практически весь Донбасс стоит с оружием в руках. Россиян немного, единицы из числа добровольцев. У нас своя армия из местных жителей. Правда, сначала было туго с оружием, ну а потом наладилось благодаря украинской армии. Техника и оружие у наших ополченцев только та, что смогли отвоевать у украинских солдат, то, что они бросили в спешке. Сколько оружия они оставили в Дебальцево! Все побросали… Тела убитых нацгвардейцев плавают в речках, их тоже бросили, кладбища все изрыты снарядами… Почему они не забирают своих погибших солдат? Собаки растаскивают человеческие останки. Интересно, что скажет Петр Алексеевич матерям, чьи сыновья, братья не вернулись с войны? Нас, русскоязычных, за людей давно не считают, пишут «Слава Украине! Тварюкам смерть». Это самая настоящая гражданская война, где убивают всех: детей, взрослых.
- В пунктах временного размещения люди смогут находиться до 45 суток, там они будут обеспечены горячей едой, спальными местами, - прокомментировал Валерий Суров. - Предполагается, что за это время беженцы оформят необходимые документы, подыщут место работы и жилье. Представители Федеральной миграционной службы готовы помочь с оформлением документов. По словам начальника Нижнетагильского отдела управления ФМС по Свердловской области Григория Сорокина, в ближайшее время его сотрудники оформят всем беженцам свидетельства на предоставление временного убежища. С момента передачи полного пакета документов до получения свидетельства в ФМС уходит теперь всего три дня. По этому свидетельству иностранный гражданин сможет жить в России в течение года и работать без патента. Все приезжие имеют право участвовать в программе по переселению соотечественников, в рамках которой возможно остаться в России насовсем и получить гражданство страны.
По опыту работы с предыдущими группами беженцев сотрудники ФМС отмечают, что большинство украинцев все-таки покидают Нижний Тагил. Получив временное убежище, перебираются в другие города. Ориентируются на размер зарплаты, подъемные. Много народу уехало на Север, Дальний Восток, добрались даже до Петропавловска-Камчатского.
Неравнодушные тагильчане также могут помочь приезжим. Прежде всего, люди нуждаются в элементарных бытовых вещах: зубная паста, щетки, мыло, шампунь, гигиенические принадлежности. Детям необходима сезонная детская одежда. Все это желающие могут принести в управление социальных программ и семейной политики города на Ленина,15 (2-й этаж).