«Заказал мебель. Срок исполнения заказа по договору 45 дней плюс выходные и праздничные дни. За несколько дней до окончания срока, указанного в договоре, мне позвонили и предложили доплатить определенную сумму, поскольку изменилась стоимость отдельных комплектующих. Я отказался. В итоге остался без мебели. Прав ли продавец, меняя стоимость товара, ведь она прописана в договоре?»
(Денис Агалаков)
Продавец не прав, и, к сожалению, Денис – не единственный, кто попал в сложную ситуацию с приобретением товара по договору. В консультационном пункте Роспотребнадзора с конца прошлого года участились обращения горожан, связанные с отказами продавцов или исполнителей передать товар или результат работы по цене, определенной в момент заказа. То есть именно по той стоимости, которая действовала и была согласована сторонами на день заключения договора.
- Потребители заказывали товар, определенную работу, услугу, согласовывали срок передачи, стоимость товара или работы, оплачивали частично или полностью сумму по договору, а при обращении за получением заказа сталкивались с ситуацией, когда их просили «немного» доплатить, - описывает ситуацию специалист (юрисконсульт) отдела экспертиз в сфере защиты прав потребителей Т.В. Полозова. – При этом продавцы ссылались на сложную экономическую ситуацию в стране, резко возросшие в последнее время курсы иностранных валют, санкции, кризисы и прочие причины, которые якобы делают оправданными их незаконные действия по увеличению обозначенной в момент заключения договора цены. В таких случаях важно помнить, что действия продавцов, отказывающихся предоставить потребителям предварительно оплаченный товар по цене, определенной в момент заключения договора, являются противоправными и нарушают нормы действующего законодательства. Причем, сразу по нескольким основаниям.
Во-первых, в соответствии с положениями Гражданского кодекса РФ (ст.485,500,709,711 и др.) потребитель обязан оплатить товар или работу по цене, предусмотренной договором, а продавец обязан передать потребителю товар или результат работы, соответствующий условиям договора.
Во-вторых, согласно Гражданскому кодексу цена договора является одним из существенных условий. Изменение стоимости возможно только по обоюдному соглашению сторон путем подписания дополнительного соглашения, в котором потребитель ставит свою подпись в том, что он согласен с увеличением цены товара или работы и готов внести дополнительную оплату. Но соглашаться с доплатой за товар, работу нет никакого практического смысла, так как потребителя в данном случае защищает закон, который позволяет требовать передачи ему товара по цене, определенной в момент заключения договора.
В-третьих, отказ продавца передать потребителю предварительно оплаченный товар влечет за собой нарушение срока передачи товара, а в этом случае появляется ответственность, предусмотренная законом РФ «О защите прав потребителей». При нарушении срока передачу полностью или частично оплаченного товара потребитель вправе потребовать передачи оплаченного товара в установленный им (потребителем) новый срок или возврата суммы предварительной оплаты товара. Кроме того, потребитель также вправе требовать уплаты неустойки за нарушение срока передачи товара в размере 0,5 процента от суммы предоплаты за каждый день просрочки, но не более суммы предоплаты.
В случаях с попытками одностороннего изменения исполнителем цены (стоимости) работ (услуг) ситуация схожа с вышеуказанным. Исполнитель в одностороннем порядке не может отказаться от исполнения договора, за исключением непреодолимой силы. Если исполнитель не исполняет принятые на себя обязательства, то потребитель на основании ст.28 Закона РФ "О защите прав потребителей" вправе установить новый разумный срок выполнения работы (оказания услуги), либо отказаться от исполнения договора о выполнении работ, а за просрочку потребовать уплаты пени (неустойки) в размере 3% цены договора за каждый день просрочки, но не более цены договора.
При неисполнении обязательств, продавцом или исполнителем по передаче товара или результата работы (услуги) потребитель вправе также требовать возмещения убытков (в том числе под убытками подразумевается увеличение стоимости товара или работ (услуг) в период нарушения срока передачи).
Таким образом, как только продавец или исполнитель попросит произвести доплату за товар или работу, то ему тут же необходимо напомнить все вышеизложенное, а также незамедлительно зафиксировать в книге жалоб и предложений (она должна быть в каждой организации, занимающейся реализацией товаров, работ или услуг) факт попытки нарушения прав потребителя.
Кроме того, желательно составить и вручить продавцу претензию, в которой указать на незаконность его действий, и потребовать передать предварительно оплаченный товар или результат работы по цене, определенной в момент заключения договора. Главное, не скромничать, действовать решительно и уверенно, ведь закон на вашей стороне.
О. ВЛАДИМИРОВА.