Заканчивается первое полугодие моего проживания на Урале. Я всеми возможными способами стараюсь вжиться в новые обстоятельства. Намерен не перебиваться здесь до успокоения ситуации на Украине, а остаться жить.
Не раз ловил себя на мысли о явной разнице между русским и украинским народами. Даже несмотря на общие славянские корни. Хотя и они в последние пару лет стали объектом оспаривания даже на высшем научном уровне!
Самыми яркими во всех смыслах стали для меня последние пять лет.
На президентский пост после повторных выборов заступил Виктор Янукович.
Для меня это время отметилось устройством на постоянную работу по специальности – в Черкасскую областную филармонию. Моя зарплата на то время составляла 1300-1400 гривен при курсе 4,5 гривны за доллар. То есть примерно 300 $.
Надо сказать, что на то время это была зарплата выше средней: на большинстве предприятий зарплата составляла 1000 -1200 грн. За квартиру, в которой я был прописан вместе с родителями, но по факту жил один 9 месяцев в году, я платил 250-300 грн. в месяц. На питание уходило еще 300-400 грн. При цене проезда в маршрутном такси в 1,5 грн. я зачастую ходил пешком, проходя в день 20-30 км. Оставшихся 600 гривен хватало на то, чтобы раз в квартал купить себе что-то из обуви или одежды. Пара туфель, например, в 2009-2010 годах стоила 250-300 гривен.
В 2009 году я решился купить в кредит свой первый одноядерный ноутбук. При его цене примерно в 3000 грн. ежемесячный платеж составлял около 300 грн. То есть, таким образом, вся моя «средняя» зарплата разошлась. Но Украина всегда славилась своей землей и трудолюбивым народом. Редко можно найти украинца или украинку, которые бы не имели либо маленького участка в 6 соток где-нибудь неподалеку от дома, в черте города, либо дачного участка за городом.
Климат в Черкассах такой, что там прорастают даже случайно брошенные косточки сливы или абрикоса, вишни, яблока. Дачный сезон начинается с середины марта и кончается в конце октября. Если земля удобряется обычным коровьим навозом хотя бы раз в 2 года, то на 6 сотках можно спокойно вырастить овощи, которых хватит почти до начала следующего сезона! К слову сказать, даже с учетом чернозема, вывезенного фашистской Германией из Украины во время Великой Отечественной войны, средняя толщина плодородного слоя почвы составляет от 20см до полуметра.
Например, мои родители каждый год с участка в 12 соток собирают примерно 300 кг картофеля, 300-500 кг помидоров элитных сортов. В прошлом году урожай яблок составил около полутонны! Плюс виноград, из которого мы до моего отъезда делали 200-250 литров чистого виноградного вина в год. Но подобный урожай, естественно, требует почти круглогодичного ухода и под силу не всем. Молодежь все чаще стала заглядываться на Запад, на Европу. В Черкассах, да и в любом другом городе Украины, молодые люди переезжают из сел в города. Зарплаты в районных центрах, если выплачивались, то с частыми задержками. И чем дальше от центра области, тем труднее становились условия жизни: средняя зарплата в районных центрах, хотя и понемногу росла в последние пять лет, но редко где превышала 1000 гривен в месяц.
Урожай томатов.
При этом курс доллара в последние 2-3 года стал расти неудержимо ( с 4 гривен до 8 за доллар). На момент моего переезда в Россию доллар подорожал до 12 гривен. Естественно, что стали заметно расти и цены: на топливо, продукты, коммунальные услуги.
Моя зарплата в филармонии на протяжении пяти лет понемногу увеличивалась. К 2013-2014 годам, по сравнению с 2009 годом, зарплата выросла на 50% и составляла чуть более 2000 грн, по тогдашнему курсу 200-250 долларов в месяц. Работать украинцы были приучены давно, поэтому после основной работы каждый торопился на вторую и третью: кто – ремонтировать автомобили, кто – в другие заведения культуры...
Черкасская область исторически была центром казацкого движения за освобождение от польского, австрийского и турецкого насилия. Зиновий – Богдан Хмельницкий, самый известный из предводителей украинских «козаков», стал крупнейшей исторической фигурой для Украины прошлых веков. Основные боевые подвиги были свершены им именно на Черкащине. В Черкассах есть Замковая гора, на которой в свое время стоял замок Богдана Хмельницкого. Красивейшее место над Днепром, где весь город – как на ладони! Там сейчас стоит памятный камень, на котором написано: «На цьому місці стояв замок, з якого Богдан Хмельницький 8 червня 1648 року надіслав у Москву листа з проханням про воз”єднання України з Россією» («На это месте стоял замок, из которого Богдан Хмельницкий 8 июня 1648 года послал в Москву письмо с просьбой о воссоединении с Россией»).
Вид на Днепр.
Во всех старинных песнях воспеваются подвиги как самого Богдана, так и Тараса (Бульбы), который в борьбе с польскими захватчиками пожертвовал своим сыном Андреем (Андрием – в украинской транскрипции), влюбившимся в дочь польского военачальника и перешедшим в лагерь врага. Если спросить любого школьника, даже самый младший расскажет эту историю и множество других, подтверждающих глубокое знание украинцами своей истории.
Но, наряду с этой, положительной стороной украинской педагогики, за последние пять лет несколько раз предпринимались попытки переписать историю: начали практически с полного исчезновения русского языка как предмета преподавания в школах. А учебники истории переписывались и переиздавались чуть ли не каждый год! Сами преподаватели, а среди них было немало моих друзей, жаловались, что уже начали теряться: как и чему учить детей?
Многие родители столкнулись с некорректными переводами школьных учебников – аналогов в украинском языке просто не существовало. Естественно, что даже научный или школьный язык все больше стал приобретать черты «суржика» - смешанного русско-украинского произношения. Литература, пытаясь соответствовать политическим переменам, становилась все более украиноязычной. Мне как поэту не раз приходилось уходить не солоно хлебавши с различных поэтических встреч просто потому, что я, в основном, писал на русском. Так называемая «национальная осознанность» не радовала и моих друзей среди литераторов и библиотекарей: первые, начавшие писать еще во времена Советского Союза, естественно, писали в большинстве своем на русском, а вторые и до сих пор опираются только на свою внутреннюю культуру в своем стремлении «нести прекрасное, доброе, вечное».
Я не раз встречался с вопросом типа: «Почему ты не говоришь на государственном языке», на что спокойно отвечал: «Я говорю на трех языках свободно - английском, русском и украинском, и на одном со словарем - на литовском. И я пишу стихи на двух из них – украинском и русском. А вы хоть одно четверостишие написали «ридною мовою»?» В ответ слышал только одно: «Ну, не всем же стихи писать!»
Я пишу это с одной, главной целью: чтобы русские люди не возненавидели простой украинский народ! Чтобы лучше узнали, чем и как жили простые украинцы.
С ансамблем «Уральское раздолье» города Кушвы.
Во мне самом текут две крови - русская и украинская: мама – из Кушвы, папа – из Черкасской области. Никогда украинцы не были ни жадными, ни злыми! В традиции украинской семьи всегда были гостеприимство и щедрый стол. О том, как готовят на Украине, можно написать не одну статью! И я всегда плачу, вспоминая свои родные края и людей, с которыми прожил четверть века.
Евгений ТАРАН.