- Все кричат: кризис, санкции. Часто слышу советы покупать продукцию местных товаропроизводителей. Я – готов это делать, если цена будет соответствовать качеству. Но вместе с тем возникает вопрос: а много ли в нашем городе осталось предприятий, перерабатывающих или производящих продукты питания?- не так давно поинтересовался по телефону наш постоянный читатель Иван Васильевич Бавыкин. – Только не пытайтесь отделаться сухой статистикой про общее количество, естественную убыль или прибыль. На наших глазах умирали городской молокозавод, дрожжевой завод, мясоперерабатывающий цех «Модуль», мясокомбинат…Чего уж греха таить, экономика нашей страны такова, что выживет не каждый. Но ведь живут же некоторые, пережили не один кризис и продолжают развиваться. Любопытно все-таки понять: какой ценой это им удалось сделать?
Откровенно говоря, предложение нашего читателя приятно порадовало и даже вдохновило. Может быть, на самом деле, стоит напомнить тагильчанам о тех, кто еще работает, что-то производит вопреки сложившимся не самым простым экономическим обстоятельствам. Подозреваю, что таких «малышей-крепышей» в Нижнем Тагиле не так уж и много. Рассказы о них, истории успеха и, возможно, неудач, будем периодически публиковать в «Блокноте потребителя» под рубрикой «Бизнес вопреки».
Итак, наш первый рассказ - об одном старейшем, но стабильно работающем предприятии города маслоперерабатывающем цехе «Полюс-тур».
«Полюс-тур»: насколько совместимы спорт и масло
Всегда интересно понять: откуда берется название предприятия? Почему Полюс? И что за тур? На деле все оказалось просто.
- История маслоперерабатывающего цеха началась с 1998 года, - рассказывает один из учредителей предприятия Андрей Владимирович Чесноков. - Нас, я имею в виду себя и своего компаньона Александра Владимировича Туркина, тогда всех объединил спорт. Занимались на станции туристов «Полюс», в секции водного туризма. Потом мы, друзья – товарищи, выросли, обзавелись семьями и решили начать совместное дело. Долго думали, чем можно заняться. Под руководством Владимира Юрьевича Кайгородова открыли любительское объединение гребцов-слаломистов для туристов станции «Полюс», которое занималось производством специализированного спортивного инвентаря: пластиковых лодок, весел. Ездили на соревнования, проводили занятия с детьми. Уже позже воспитанники «Полюса» в 2008 году заняли третье место в Пекине на Олимпиаде, и сейчас они продолжают соревноваться. Через какое-то время начали возить любителей путешествий на Чусовую, организовывали сплавы с питанием, ночлегами и параллельно занимались торговлей продуктами питания. Бизнес получился неплохой, но сезонный. Поэтому мысленно искали другие возможные варианты. Прощупывали почву, размышляли, чем можно заняться, чтобы иметь доход 12 месяцев в году.
Таким образом, первыми работниками цеха по переработке масла стали тагильские спортсмены Андрей Чесноков и Александр Туркин. Арендовали у города помещение. На станции туристов был старый заброшенный склад, там и организовали небольшое производство сливочного масла.
- Изначально решили ориентироваться на рынок Татарстана, - вспоминает Андрей Чесноков. - Именно там традиционно молочная промышленность остается на высоком уровне, постоянно развивается, стада скота растут. Природные условия позволяют это делать. Не секрет, что каждый молочный завод имеет определенный порок в молоке, влияющий на вкусовые качества. Татарстан в этом плане выгодно отличается от Сибирского и нашего Уральского региона. Учитывали и расстояние в тысячу километров, которое позволяло привозить в Нижний Тагил сливочное масло высшего качества в короткие сроки и фасовать на месте, в Нижнем Тагиле. Тагильчане привыкли к этому вкусу, и в 2005 году «Полюс-тур» завоевал почти 80 процентов рынка Нижнего Тагила.
Парадокс, но завоевать тагильский рынок местным производителям позволили действующие на тот момент сроки реализации продукта. В те годы срок хранения масла составлял 10 суток - в пергаменте, 30 суток - в фольге. Местные поставщики оперативно собирали заявки, и свежий продукт развозился по магазинам города. Однако такая ситуация устраивала не всех. В итоге столичные московские, питерские заводы пролоббировали изменения в законодательстве и зачастую за счет добавления немолочных жиров сдвинули сроки реализации сливочного масла до 60 и даже 120 суток. Стало вполне возможным привезти такое масло из Питера и Москвы, чтобы легко продать в Нижнем Тагиле. Вот такой была тогда конкуренция.
Шли годы. Несмотря на трудности, цех по переработке масла разрастался, при этом менялись требования СЭС, приходилось перестраиваться, подстраиваться, а значит и развиваться. В 2006 году компания «Полюс-тур» приобрела участок недалеко от Черноисточинского шоссе. И с 2007 года началось строительство нового производства. Кто бы тогда мог предположить, что стройка растянется на долгие шесть лет? Только к 2013 году строительство завершилось. Сегодня «Полюс-тур» с полной уверенностью можно отнести к категории «ветеран российских кризисов» – 1998 год, 2007-8-й и нынешние 2014-15-й годы.
- Конечно, было трудно, тяжело шла стройка. Не сломаться и преодолеть все экономические сложности, на мой взгляд, удалось только благодаря качеству выпускаемой продукции, - признаются в «Полюс-туре». - Какие бы трудные времена ни переживало предприятие, качество продукции всегда было под контролем, который отстраивался годами. Сейчас «Полюс-тур», по разным оценкам, занимает порядка 50 процентов рынка сливочного масла, представленного в Нижнем Тагиле. Предприятие ежемесячно фасует почти 40 тонн готового масла. Продукцию тагильчан хорошо берут торговые сети: от федеральных до местных.
Репортеры «ТР» побывали в цехе и своими глазами увидели, как «рождается» привычное масло в пачках. Привезенные из Татарстана огромные 20-килограммовые кубы в течение двух суток «оттепливаются». Когда продукт становится мягким, его помещают в фасовочный аппарат, из жерла которого торжественно и плавно выплывают готовые упакованные пачки. Фасовщицы раскладывают их по коробкам. Кстати, для производства одного килограмма настоящего масла требуются 20 литров молока.
- Нашему предприятию 17 лет, и мы заинтересованы в сохранении своей репутации, - проводит для журналистов экскурсию Андрей Чесноков. – Тагил нас знает, причем полгорода - поименно, ведь вместе росли, учились, занимались спортом. Выпускать, простите, подделку нам нет смысла – народ не обманешь, сразу все почувствует и распробует.