Миша Челышев из 2-го «А» принес из дома настоящий шлем танкиста. В нем воевал прадедушка Иван Ефимович Окуловский. А несколько фронтовых треугольничков, датированных 1944 годом, – сохранившиеся с военной поры его письма домой из госпиталя. Иван Окуловский был водителем танка Т-34. Об этом Мише рассказала бабушка, это был ее папа. Он чудом спасся из горящего танка через люк в днище. Остальных членов экипажа расстреляли фашисты, когда они выбирались через люк башни.
2-й «А» во всероссийской акции
Школа №1, старейшая в нашем городе, готовится к 70-летию Великой Победы. Каждый класс и каждый школьник. Многие нашли следы войны в истории своей семьи. У Миши Челышева, например, еще и прабабушка работала на сборке танков. Поэтому его особенно интересует все, что связано с этой страницей Великой Отечественной войны. Мальчик принес в школу диски фильма «Освобождение», и весь 2-й «А» смотрел танковое сражение на Курской дуге и битву за Берлин.
Когда Елена Ивановна Белоусова, учительница начальных классов, попросила поднять руки учеников, у кого родственники работали во время войны на заводах для Победы, а потом тех, у кого воевали, почти весь 2-й «А» стал похож на вытянутые саженцы молодой лесной поросли. Это потомки фронтового поколения. Елена Ивановна уже два года участвует в акции «Бессмертный полк». В этом году организовала родителей учеников, все вместе готовятся к патриотической акции. В день 70-летия Победы ее класс с портретами фронтовиков пройдет по главному проспекту города.
На фронт уходили семьями
Всероссийский двухлетний проект «У Победы наши лица» завершается в этом году выставкой к юбилею Победы. В школе №1 ее открыли в последний день февраля. За два года, рассказывает Мария Рейнгольдовна Базарова, руководитель школьного музея и идеолог поисковой работы, старались выявить как можно больше участников Великой Отечественной войны, тружеников тыла, детей войны. В минувшем году открыли все материалы выпускников, ушедших на фронт. Пока известно о 150. Но с каждым годом появляются новые имена и факты.
В музее знают, что 41 выпускник погиб. О 28 есть все материалы. Но сколько еще не исследовано!
- В микрорайоне, где расположена наша школа, - говорит М.Р. Базарова, - на фронт уходили семьями. Иногда пустели целые родовые гнезда. Например, возьмите братьев Шадриных. Их было 10. Четверо погибли на войне. Недавно к нам пришла мама ученицы школы №75. Оказалось, родственница Шадриных. Дочь подсказала: можно навести справки в первой школе. Мама просила материалы «про наших Шадриных».
Под руководством М.Р. Базаровой, других учителей ребята разыскали данные о семье Коркуновых, где два сына мечтали стать летчиками. Довоенные мальчишки бредили самолетами, ходили в ДОСААФ. Упоминание про одного из них нашли в газете Уралвагонзавода. Воевать в авиации хотели и братья Киневы. Один стал летчиком, другой - стрелком-радистом. Оба погибли. Один под Липецком, другой в Крыму.
Разыскали материалы о братьях Занадворовых, Германе и Владиславе. Оба любили поэзию. Герман оказался на Украине, помогал подпольщикам, писал для них листовки. Погиб. Последние записи ветеран войны Т.П. Зубрицкая собрала в «Дневник расстрелянного». Второй брат, Владислав, прошел войну, стал геологом и поэтом. Реферат о его творчестве под руководством директора школы Татьяны Валентиновны Мамоновой пишет председатель совета музея, ученица 11-го класса Мария Котлова.
Кропотливая работа не прекращается годами. Школьники и их учителя пишут письма, ездят на встречи, знакомятся с людьми, делают запросы в архивы. Все увлечены поиском. Результаты – на выставке. Ее первый раздел называется «Выпускники, погибшие на войне». Там информация о тех, чьи судьбы известны. Но исследования не кончаются. Снайпер Лошкарева пропала без вести под Ленинградом. Матрос торпедного катера Белов и пограничник Борис Оплетин тоже не вернулись домой. Никаких дополнительных сведений о них нет, только фамилии известны и передаются из поколения в поколение.
Из выпускников довоенного и военного периода уже никого не осталось, кроме Виктора Петровича Баклаева. Он один из тех, кто вернулся домой с победой. О них рассказывает второй раздел выставки, который украшают 20 портретов фронтовиков. Среди них - завуч школы Чапайкин, который после войны не вернулся в Нижний Тагил, а уехал на родину в Уржум. Недавно в его истории появились дополнительные сведения. Случайно нашли письмо из Кирово-Чепецка с запросом о существовании школы №1. Пришло оно еще в 80-х. Но оказалось не на виду. На этот раз Маша Котлова отыскала в интернете всю послевоенную биографию, наградные листы Чапайкина, он стал заслуженным учителем России.
Специальные разделы выставки рассказывают об учителях школы, ушедших на войну, о трех Героях Советского Союза, которых она воспитала.
Наши прадеды
Главной находкой проекта стала совместная работа с родителями. Семьи учащихся начали восстанавливать эпизоды из жизни своих фронтовиков и тружеников тыла. Так появился еще один раздел - «Наши прадеды». Ребята и их родители рассказали о 32 прадедах, которые в годы войны работали в тылу для Победы. Родители, дедушки, бабушки настолько трепетно подошли к поиску, что даже удивили учителей. Некоторые приносили крошечные фото военной поры плохого качества, которые удалось восстановить. Многим поисковая работа школьного музея дала стимул впервые отыскать сведения о родственниках, другие узнали подробности фронтовой жизни своих ветеранов.
- Так мы понимаем патриотическое воспитание,- говорит Т. В. Мамонова. - Дети проникаются святым чувством через свою семью. По-другому смотрят на мир и войну. Очень далекая война становится ближе и понятнее через судьбы родных людей. Движение вызвало интерес у родителей наших учеников. Они обсуждают историю с детьми, пишут совместные проекты.
Вот одна из историй. Прадедушка Кирилла Комолова, Николай Иванович Кравченко, в 1944 году получил тяжелое осколочное ранение. Четыре месяца лечился в полевом госпитале на территории Австрии. Здесь в коридоре он встретил молоденькую старшую медсестру Аполлинарию Кирилловну Якушеву. Это была любовь с первого взгляда. Когда закончилась война, Аполлинарию отправили домой в Нижний Тагил. Через год Николай демобилизовался и поехал к невесте. Встреча была очень трогательной. Кириллу рассказывали: когда прадед вспоминал об этом, на глаза наворачивались слезы. Свою судьбу он встретил на войне. Вместе прожили всю жизнь.
У Кати Школа воевали два прадеда. Один был награжден орденом Славы III степени, погиб. Другой - Прокопий Акимович Школа - получил девять благодарностей от товарища Сталина. Все они датированы концом 1944-го, началом 1945 годов. При форсировании рек и взятии плацдармов воин принимал ответственные решения, проявлял мужество, находчивость, героизм.
Имя прадеда Полины Катаевой, Александра Демидовича Катаева, кавалера трех орденов Славы, - на памятном знаке, установленном на улице Победы. Полина написала исследовательскую работу о прадедушке. Искала информацию в семейном архиве, разговаривала с родственниками. Помогали родители, тетя. Прадед начал воевать с Курской дуги, дошел до Берлина, освобождал Прагу в составе Уральского добровольческого танкового корпуса в 61-й гвардейской танковой бригаде. Сначала был стрелком-радистом, закончил войну командиром танка.
- Я поняла: на войне было страшно, - говорит Полина. - Но люди не щадили себя. Они шли в бой ради будущего, сражались за свой дом, родителей, детей. Прадед вернулся полным кавалером ордена Славы. Известно, что в бригаде, где он воевал, было три танка. Они первыми вырвались к реке и переправились через мост, подавив несколько огневых точек противника. За этот бой дедушка получил орден Славы третьей степени. Орденом Славы второй степени он был награжден за подбитый танк и уничтоженную пехоту противника. Ордена Слава третьей степени прадед удостоен за то, что его экипаж в одном бою подавил одну «Пантеру», один «Тигр», три бронетранспортера и семь автомашин. В этом же бою прадед вынес из горящего танка командира взвода.
Прадедушка Алены Коваль тоже был водителем танка Т-34. Участвовал в боях за взятие Берлина и освобождение Варшавы. Награжден медалями и орденом Красной Звезды.
Открытие выставки «У Победы наши лица» с приглашением фронтовиков, тружеников тыла, узниц лагерей смерти, родителей учеников и, конечно, детей, которые участвовали в создании экспозиции, стало этапом серьезной и системной работы, которую проводит школа. Ведь каждый из ее учеников вышел из солдатской шинели 40-х.