В феврале в Сочи прошел первый всероссийский форум добровольцев. Он собрал около 400 представителей из 85 регионов страны. Семи волонтерам вручили премию «Доброволец России».
Этой награды удостоилась и тагильчанка Анна Хлыбова. Руководитель федерации детских объединений (ФДО) «Юные тагильчане», волонтер и просто обаятельная девушка считает, что главное - не навредить, когда делаешь добро. Волонтеры не дают клятву Гиппократа, но этого принципа придерживаются всегда. Вообще, в добровольчестве много общего с медициной. Но если одни врачуют телесные недуги, то вторые, скорее, душевные, даря свое тепло, заботу другим людям. В преддверии 8 Марта Анна ответила на несколько вопросов корреспондента «ТР».
- Анна, что это был за форум, на который вы ездили?
- В апреле прошлого года я победила в региональном конкурсе «Доброволец России-2014» с проектами детской организации «ЮНТА». В Сочи был финал. От Свердловской области делегировали двух человек. Со мной ездила Анна Лядова, студентка УрГПУ. При вузе создан театр «ИМАГИРО», студенты выезжают к слепым и слабовидящим детям, проводят занятия по технике оригами, а потом разыгрывают представления. Аня скоро поедет в Москву - она номинант премии «Горячее сердце».
В Сочи мы составляли дорожные карты на ближайшие пять лет, то есть план, по которому будет развиваться волонтерство в России. Я попала в объединенную секцию социального и медицинского добровольчества. Также были направления культурное, стихийное и спортивное волонтерство, волонтерство 70-летия Великой Победы. Я побывала на всех секциях, но больше всего, конечно, работала в своей. Интересно было узнать опыт других регионов: как сильно, мощно, прицельно волонтеры работают в этой области.
- Где, например?
- Они делают то, что невозможно купить за деньги, например, ездят в хосписы к онкобольным и поддерживают их. Занимаются этим профессиональные психиатры после своей основной работы, в выходные дни, и обычные люди, прошедшие специальную подготовку.
Одним из спикеров моей секции был бизнесмен из Москвы, Вадим Ковалев. Он целый год организовывал такси для детей с Украины, которые в России проходили лечение у известного детского врача Лизы Глинка. Обратно им предлагалось добираться своим ходом, а это, понятно, стресс. Наш соотечественник помогал с транспортом, оформлением документов, дети могли без проблем и как можно быстрее пересечь границу.
Другие оказывают помощь иного рода. Допустим, переводчик, ас в своем деле, после работы едет в детский дом и оформляет документацию в международный комитет для получения гранта или помогает с переводом документов ребенку, которому нужно выехать за границу на лечение.
Впечатлила московская организация «Лиза Алерт». Она образовалась стихийно в 2010 году, после того, как в лесу пропала девочка, и ее долгое время никто не искал. Добровольцы создали собственные поисковые отряды, готовые в любое время дня и ночи по звонку собраться в течение 40 минут и выехать куда угодно. У организации огромный список найденных людей, открыты филиалы в других городах, в том числе Екатеринбурге.
- Что заставляет волонтеров уделять время незнакомым людям, когда можно провести его с семьей или в кругу друзей?
- Стремление улучшить мир, изменить себя, в первую очередь. От тех, кому помогаешь, чувствуется большая энергетическая отдача. Делаешь добро, и оно возвращается к тебе улыбками детей, взрослых. Мы с ребятами выезжаем в тагильские реабилитационные центры к детям, проводим праздники, игровые программы, концерты. Яна Керженцева, идейный вдохновитель и бессменный руководитель детской организации «ЮНТА», организует шахматные турниры между школьниками и ветеранами. Трудно сказать, кого они больше обогащают. Ветераны получают эмоции, внимание, ведь у некоторых нет внуков. А дети – бесценный опыт.
- Анна, а как вы стали волонтером?
- Еще в школе занималась в детской организации «ЮНТА». С красным дипломом закончила филфак НТГСПА и, обучаясь в магистратуре, работала в школе учителем русского языка и литературы, у меня были свои классы, с которыми мы участвовали во всех мероприятиях «ЮНТЫ» и ФДО. Потом я полностью перешла в ГДДЮТ, работаю здесь три года и всегда получаю огромное удовольствие от общения с детьми, от воплощения новых интересных проектов.
Практически в каждой школе есть наши объединения, они работают как по своей, так и по общегородской программе. Приоритет отдается нескольким направлениям: это волонтерство, профориентация старшеклассников, самоуправление и лидерство. В каждом из них красной нитью проходит тема патриотизма. Мы хотим, чтобы дети любили свой город, уважали его традиции, историю.
- Волонтерство – это мода, дань времени или все-таки безвозмездное служение делу?
- И мода, и служение делу. После Олимпиады взгляды на волонтерство поменялись. Если раньше считалось, что волонтер – тот, кто не может работать за деньги, поэтому вынужден трудиться бесплатно, то сейчас так называют людей, которые задают настроение, делают то, что невозможно воплотить в жизнь за материальные средства. Кстати, на форуме нам рассказали, что на деньги, потраченные на организацию волонтерской деятельности в Сочи, можно было нанять даже не низко-, а среднеквалифицированных специалистов. Но смогли бы они организовать такой теплый прием? Наверняка, нет. Иностранцы отметили потрясающую глубину русской души.
В Тагиле спортивное волонтерство тоже очень развито. Школьники, студенты задействованы на крупных международных мероприятиях. Например, участвовали в организации Кубка мира по прыжкам на лыжах с трамплина. Мы гордимся тем, что помимо спортивного набирает обороты и социальное добровольчество. Большим достижением форума я считаю то, что Тагил включился в федеральный проект «Карта добра». Это электронная сеть добрых дел. Хороший, основательно продуманный ресурс, где каждое объединение, зарегистрировавшись, получает свою страницу и отмечает свои добрые дела. Социальные учреждения могут подавать заявки на необходимые вещи, а другие – оказывать спонсорскую помощь. И все это - бесплатно, по доброй воле. Это ключевое правило волонтерства, потому что в его основе лежит глубокая философия ценностей и смыслов.
- Движение добровольцев в последние годы набирает обороты. С чем это связано?
- Мне кажется, наше общество становится более развитым, повышается ответственность, растет самосознание. Волонтер ставит личные достижения не выше, а наравне с общественными. Мир во всем мире, конечно, никогда не наступит, но очень хочется к этому стремиться.
- А может, это возвращение к старому опыту? Ведь были в советское время тимуровцы.
- На форуме звучала идея создания нового комсомола в формате новой России. Его основой должно стать как раз добровольчество. Но все равно это возвращение к истокам. Я чувствовала гордость за Нижний Тагил, ведь нигде больше нет таких больших детских объединений, которые удалось сохранить. У нас развивается движение «Юные тагильчане»: детская игра «Я - тагильчанин» для начальных классов, детская организация «ЮНТА», которой в этом году исполняется 25 лет, для средних классов и федерация детских объединений «Юные тагильчане» для старшеклассников, она отметит 15-летие. Мы уверены: молодежь, закончившая школу в нашем городе, понимает, что такое добровольчество, ребята получают колоссальный социальный опыт, они более приспособлены к жизни, знают, где и как найти приложение своим силам.
- Такой масштабный форум прошел в России впервые и не мог остаться без внимания первых лиц государства.
- На открытие ждали министра образования и науки Дмитрия Ливанова, но что-то случилось, и приехал его первый заместитель Вениамин Каганов. Он вручил благодарственные письма руководителям 26 волонтерских вузовских центров, отправлявших студентов для организации Олимпийских игр в Сочи. Но они потом признались, что на самом деле заслужили высокую оценку за небольшую, скромную работу. Студенты были в восторге, вернулись полные сил, энергии, стали лучше учиться.
Представитель Общественной палаты РФ Сергей Щетинин призывал развивать добровольчество в чрезвычайных ситуациях. В Германии, например, детям уже с 5-6 лет разрешено участвовать в спецоперациях. Натянуть ленточки, поставить флажки. Немного, но достаточно для того, чтобы почувствовать сопричастность к большому делу.
А еще на форуме я открыла для себя понятие «серебряные волонтеры». Это люди пенсионного возраста, от них исходит особая энергетика, глаза горят, сил – через край. Для нас они устраивали экскурсии по Олимпийскому парку.
В Москве и Санкт-Петербурге развивается культурное волонтерство. По словам представителей Третьяковской галереи и Эрмитажа, волонтеры – это лицо музея, они сопровождают посетителей, художников, общаются с прессой, помогают в организации выставок, лекций, концертов и мастер-классов, ведут профили музеев и галерей в соцсетях.
- То есть выполняют работу музейных сотрудников? В этом смысле волонтер – бесплатная рабочая сила?
- Нет, для волонтеров это прекрасная практика, ведь многие из них учатся в университетах на профильных факультетах. Работать волонтером в музее – престижно. Кроме того, стажерам предлагают разработать и защитить индивидуальный арт-проект. Всем, кто успешно прошел двухмесячную стажировку и итоговую аттестацию, выдают рекомендательное письмо, а во время работы волонтеры получают бонусы - им разрешено посещать все выставки, лекции и мастер-классы бесплатно.
- Премия «Доброволец России» была для вас неожиданной?
- Неожиданной, но очень значимой и серьезной. Меня отметили за составление дорожной карты и вклад в добровольческое движение нашей страны, в номинации «Социальное добровольчество». В этой сфере достаточно проблем: обилие общественных стереотипов, отсутствие единых стандартов и рекомендаций, нет и отлаженного механизма взаимодействия государства и НКО. Зона ответственности у каждого человека своя. Люди, которые работают с онкобольными, говорили, что далеко не каждый может стать волонтером, хотя многие рвутся. Человек уже прошел специализированную подготовку, давно запланировал мероприятие, и вдруг у него начался банальный насморк, а он хочет поехать и поедет, не зная особенностей, а, может быть, зная, но думая, обойдется. Он несет в себе смертельную опасность. У онкобольных снижен иммунитет. Конечно, все это пресекается на корню, но зона ответственности волонтера все равно должна быть четко определена.
- Какие проекты вам хотелось бы воплотить в Нижнем Тагиле?
- Надеюсь, наш проект «Дари добро!» будет процветать и расширяться. Появятся организации, готовые оказывать спонсорскую помощь. Нам хотелось бы иметь свою символику, форму для волонтеров, как это распространено во многих регионах – там быть добровольцем престижно и значимо, только по одной форме окружающие понимают, что человек прошел школу волонтера и у него есть определенный стаж, а в работе с детьми это имеет большое значение. Важно, делая добро, не навредить. Это простое правило должны понимать все. Нужно анализировать каждый свой шаг. Нельзя просто скачать из Интернета игровую программу и отправиться к больным детям. Нельзя водить хоровод, если не все смогут в него встать. Мы, например, всегда знаем, сколько ребят – ходячие, а к скольким нужно приставить волонтера, который будет с ними заниматься, проводить гимнастику для развития мелкой моторики, например. Порой на подготовку уходят месяцы.