Предложить новость:


Все поля обязательны для заполнения!
Участвовать в конкурсе:
Прикрепить файл

0%
Все поля обязательны для заполнения!







Участвовать в конкурсе:
Положения конкурса
Закрыть
24.02.2015 14:55
Пылесос для жвачки
Пылесос для жвачки
Последние новости
Теги: станция юных техников Нижний Тагил

Лариса Трусова, педагог-организатор станции юных техников, учит детей изобретать. На первый взгляд, странное занятие. Нельзя научить тому, к чему у человека нет склонности. Только не говорите об этом Ларисе Викторовне. Она тут же покажет детские изобретения, родившиеся после обычного разговора, воспоминания о сне, взгляда на рисунок или прочитанного стихотворения. И тогда поверите тому, чему поверила автор этих строк: научить изобретать можно.


С помощью опытного педагога ребенок может сделать первые шаги в науку.


Умение обучить творчеству дано не всем. Но педагоги, используя определенный алгоритм, могут привести ребенка к изобретению. Все начинается с личной беседы и выяснения круга интересов. От того, как мальчик или девочка общается со сверстниками, как проводит свободное время, зависит дальнейшая работа. Это не праздные вопросы, за них может зацепиться педагог и вывести ребенка на откровенный разговор.


Вот Степа. Играет на гитаре. Как? Только повторяет ноты или сочиняет сам? Сочиняет. Случайно набрал две нотки, и они зазвучали хорошо. А есть ли проблемы при игре на гитаре? Еще бы! Если интенсивно играть при помощи медиатора, пальцам больно. Вот вам и проблема.


- Сергей Аркадьевич Новоселов, профессор государственного педуниверситета, всегда говорит: зацепитесь за проблему. Сможете вытащить направление, над которым нужно поработать. Сделать способ, вещество, приспособление более умным. В нашем случае более умным надо сделать медиатор.


Или защитить кончики пальцев? Поставить щит. Сделать медиатор с перегородочкой, защищающей пальцы? Наверняка будет удобно играть. Получается, любой интерес ребенка можно использовать, чтобы он подошел к чему-то новому, то есть сделал изобретение. Или вещь, предмет, приспособление стали бы более умными. По- взрослому это - обоснование рационализаторского предложения.


Нужно только уметь найти элемент новизны. В этом помогают специальные методики.


Один из способов, рассказывает Лариса Викторовна, называется методом фокальных объектов. Например, хотим придумать новый шкаф. Возьмем что-то далекое от системы «Мебель», например, внутренние органы человека – легкие. Разбирая все свойства легкого, начинаем относить их к слову «шкаф». Одно из них – пористость. Если нарисовать поры в виде больших дыр, можно придумать шкаф для аквалангиста, который построен под водой.


Находят такие варианты путем группового мозгового штурма, где строго соблюдают правило запрета критики любого предложения. Записываются даже абсурдные. Но из них всегда можно выбрать рациональное зерно. В качестве одного из таких предложений, родившихся от сравнения шкафа и легкого, оказался мягкий шкаф. Шкаф-чехол. Когда его набивают вещами, он становится матерчатым параллелепипедом, который можно подвесить в спальне маленького ребенка. Таких шкафов, наверное, никто не видел, даже Лариса Викторовна. Для школьника, предложившего мягкий шкаф, – это шаг вперед.


Еще одна интересная технология - дизайн искусственных стихов или ассоциативно-семантический метод. На страницах книги - японские хокку и танка. С помощью стихов и рисунков можно тоже сделать изобретения. Выписываются стихи, которые в данный момент более всего подходят к вашему настроению. Рядом делается набросок карандашом, соответствующий стихотворению. Все рисунки, нарисованные детьми, объединяются в единый рисунок. Он направляет ребенка на новое стихотворение. И на новый рисунок.


Ученик Ларисы Викторовны нарисовал летящего гуся, воздушный шар и руку человека. При объединении получился мальчик, сидящий под деревом, с расставленными руками. Рядом бегут гусь и кошка. Когда мальчик рисовал, вспомнил, как летом уснул под деревом в саду, а рядом котенок играл листьями. Наступил и пробежал по ноге ребенка. Какая же у него легкая и мягкая лапка, подумал мальчик. И тут же пришло другое воспоминание. Жесткие и холодные руки медсестры, делающей массаж в поликлинике. Было неприятно.


Лариса Викторовна предложила своему ученику сделать приспособление для мягкого и теплого массажа. Тепло взяли от старого фена. На конец шланга надели мягкую варежку с прорезями и наклеили зернышки риса. Такой теплой массажной варежкой гипотетически можно сделать массаж.


Занимаясь с Вероникой Дмитриевой, ученицей 6-го класса, по этой технологии, вышли на конструкцию, незаменимую для огородников, работающих на земле. В саду всегда много грязных перчаток, которые желательно вымыть. Нашли, как это можно сделать рационально и удобно. Но пока проект не защищен, раскрывать его суть нельзя.


Обучая детей изобретать, педагоги не должны забывать о том, что сами умеют мечтать. Трусова размечталась, что на станции юного техника будет обсерватория. Почему бы ее не сделать на месте старого склада? Тем более что сейчас редко в какой школе есть астрономия. А ребенку мало изучать предмет по учебнику, ему надо самому все посмотреть.


- Мы выиграли этот проект. Получили новейшее оборудование: огромный телескоп, компьютерный планетарий, который показываем бесплатно, три лицензионных фильма о планетарии. Школьники из любого ОУ могут пользоваться оборудованием.


В марте в очередной раз будет сформирована городская команда юных изобретателей. Ее возглавят педагоги, заболевшие детским изобретательством, - Марина Васильевна Сивкова из школы №24, Елена Станиславовна Коваль из школы №1, Ирина Алексеевна Неймышева из 95-й школы, Наталья Петровна Черных, Валерия Владимировна Зенчук, Анастсия Викторовна Ломакина из Тагилстроевского дома творчества. Все они ежегодно готовят детей для участия в турнире юных изобретателей, где их воспитанники защищают проекты в четырех номинациях: «Конкурс изобретателей», «Конкурс рационализаторов», «Дизайн искусственных стихов» и «Удиви нас». Уже сейчас Лариса Викторовна подала 12 заявок. 12 учеников разных школ будут защищать свои разработки. Не исключено, что кто-нибудь вернется из областного центра с победой.


   



Читать еще
Мэр Нижнего Тагила поздравил жителей Старателя с 85-летием поселка
06.08.2022 17:59 /
Пользуясь случаем глава города пригласил всех присутствующих на празднование юбилея Нижнего Тагила
Комментариев: 0
В Нижнем Тагиле отмечают День Дзержинского района
05.08.2022 16:11 /
После 18.00 запланированы молодёжная концертная программа и дискотека.
Комментариев: 0
Все школы и детские сады Нижнего Тагила готовы к новому учебному году
05.08.2022 11:44 /
Об этом заявили в городском управлении образования.
Комментариев: 0
«Пограничный» – ТОС года в Нижнем Тагиле
05.08.2022 08:10 /
В преддверии Дня города в Нижнем Тагиле выбрали лучший ТОС. В состязании приняли участие 20 территориальных общественных самоуправлений
Комментариев: 0
Почему огурцы становятся горькими?
04.08.2022 13:40 /
Вопреки всем известной неприхотливости огурцы – нежные представители флоры.
Комментариев: 0
«Спартак» - детям
04.08.2022 13:34 /
Детскую площадку для занятий спортом и игр открыли на лыжной базе МАСОУ «Спартак».
Комментариев: 0