Давно, казалось бы, минуло то время, когда 18-летние тагильские мальчишки уходили воевать в Афганистан. Теперь самому молодому из них уже за сорок. Большинство работает на УВЗ и НТМК. Ведь для подвигов есть место и в мирное время.
31 год назад заводчанин Сергей Оськин вернулся из Афганистана. Призыв, в который попал, оказался счастливым: живы остались все.
Сергей закончил машиностроительный техникум летом 1982-го, а осенью призвался в армию. Это был спецнабор. Ребята шли через областной военкомат, минуя Егоршино. Где будут служить – не знали, но были уверены: непременно попадут в ВДВ. И не ошиблись. В воздушно-десантном учебном полку в городе Фергана Сергей получил специальность радиотелеграфиста. Стало ясно: впереди – Афганистан. Некоторых, и об этом теперь можно говорить открыто, пугала такая перспектива. Были отказники, которые всеми силами пытались избежать отправки в горячую точку.
- Мы знали, что если в Афганистане не будет нас, то там будет Америка. Горы – высоко, установят свои ракеты. С этой мыслью и служили, - рассказывает Сергей Владимирович. - Вы знаете девиз ВДВ? Никто кроме нас.
В январе 1983 года бойцов перебросили в столицу Афганистана город Кабул. Война для Сергея продолжалась год и восемь месяцев. Служил радиотелеграфистом, командиром машины. Полк постоянно участвовал в операциях. Неделя отдыха, и снова в горы.
Однажды попали под перекрестный огонь противника. В ущелье Панджшер рота оказалась зажата с двух сторон. Это была засада. В тот роковой день были потери среди наших ребят.
Перед тем, как уйти в горы на несколько недель, бойцы писали сразу несколько писем. Сообщали родным, что служба идет хорошо. В каждом письме указывали разные даты. Тот, кто оставался, отправлял корреспонденцию родным товарищей. Случалось так, что матери получали вести о гибели сыновей, а письма от них все шли и шли...
Посылать домой фотографии, рассказывает Сергей Оськин, было запрещено. На свой страх и риск в письма вкладывали негативы. 90% из них не доходило. Поэтому те снимки, которые теперь хранятся в музеях и семейных альбомах, действительно редки и бесценны.
Сергей вернулся в Нижний Тагил в 1984 году с медалью «За отвагу» в звании старшины. На гражданке молодым парням предстояло практически заново открывать мир. И, в первую очередь, решить, как быть с грузом тяжелых воспоминаний, в чем реализовывать себя. Для многих работа стала тем фундаментом, вокруг которого создавалась новая реальность.
Сергей Владимирович связал всю свою жизнь с родным предприятием – Уралвагонзаводом, где еще на практике работал помощником мастера. После Афгана устроился сварщиком, прошел путь до директора по транспорту.
Война наложила отпечаток на всех. Афганцы – это особенные люди, которые умеют ценить дружбу и никогда не будут молчать, если столкнулись с несправедливостью. Сослуживцы Сергея Оськина живут в Пскове, Красноярске, Казани… И со всеми поддерживается связь. А вот с Украиной контакт пропал. Телефоны молчат.
Сергей Оськин вошел в инициативную группу, которая три года назад выступила с предложением создать на Уралвагонзаводе комитет ветеранов боевых действий. Идея была поддержана. Сегодня в него входят более 50 участников войны в Афганистане и свыше 300 воевавших в Чечне и других регионах. Ветераны проводят встречи с молодежью, на которых рассказывают о своей службе, о долге перед Родиной, патриотизме.