Василия Григорьевича Запольских, ветерана Великой Отечественной войны, заядлого рыбака, шашиста, любителя спорта знают на Старателе многие. Он завсегдатай всех спортивно-массовых мероприятий, проводимых на НТИИМ и в поселке Старатель. Несмотря на свои 96 лет, подтянут по-офицерски. Сохраняет бодрость духа и прекрасное настроение. А все потому, что Запольских не привык отсиживаться на диване. Его день подчинен строгому распорядку. Утром - зарядка, водные процедуры, завтрак. Ежедневные, даже в мороз, прогулки на свежем воздухе. После обеда - полуторачасовой отдых, просмотр новостных и спортивных программ по центральному телевидению. И, признается Василий Григорьевич, он уже не может обойтись без «Тагильского рабочего». Каждую публикацию читает с особым вниманием. Вечером - занятие шашечной комбинаторикой, разбор партий ведущих мастеров. Все печатные издания мастера спорта по шашкам Михаила Ершова изучены от корки до корки.
Василий Григорьевич родился в небольшой деревне Белохолуницкого района Кировской области. В детстве пережил голод, был вынужден прервать учебу в школе. Но старшие братья помогли получить среднее педагогическое образование. За два года до начала Великой Отечественной войны Василия призвали в ряды Красной Армии. Службу проходил на Дальнем Востоке. Там получил офицерское звание, закончив сразу два училища – пехотное и инженерное. Осенью 1941 года молодой лейтенант, командир роты, участвует в обороне и начале контрнаступления в битве за Москву. В январе 1942-го был ранен. Лечился на Урале. После госпиталя его направили в блокадный Ленинград. До города добирался «по дороге жизни» под непрерывным огнем противника. Защищал Ленинград в должности командира отдельной роты на одном из самых горячих участков в районе поселка Мга. Василия ранило второй раз: у ног разорвалась граната. Операция на снегу. Угроза ампутации обеих ног. Но чудо! Ведущие специалисты Военно-медицинской академии спасли ноги.
- В месте прорыва блокады построили железную дорогу, - Василий Григорьевич на карте показывает узкую полоску земли, отбитую у неприятеля вдоль Ладоги. – После лечения меня отправили в Москву. Днем ехать было невозможно: бомбили, поэтому выбирались из Ленинграда ночью. Я с палочкой, раны еще не закрылись. А в столице – медицинская комиссия. Мне дали вторую группу инвалидности. Если бы не ранение, то попал бы в штурмовую танковую бригаду. Поехал на родину в Вятку, оттуда в Нижний Тагил к старшему брату. Он работал на снаряжательном заводе №56 (нынешний завод «Планта». - Прим. авт.)
Запольских предлагали остаться в городе и работать военпредом в машиностроительном техникуме. Но, невзирая на инвалидность, он вернулся на военную службу и стал готовить саперов в Кунгуре. Пытался попасть в Уральский добровольческий танковый корпус, но уже не успел, корпус ушел на фронт.
Усидеть в тылу все же не смог, выпросился на фронт. Догнал наши войска в Варшаве и вместе с ними в 1945 году встретился с союзниками в районе города Росток. Об окончании войны узнали в час ночи 8 мая. Победу, рассказывает Василий Григорьевич, отмечали три дня вместе с американцами и англичанами.
Офицеров оставили в немецкой Саксонии. Как вспоминает ветеран, картина, открывшаяся в Дрездене, шокировала. Без всякой военной необходимости американская авиация уничтожила исторический город. Развалины, трупы, запах – результат варварской бомбардировки. В городах Цвиккау, Вердау Запольских работал в комендатуре, занимался восстановлением системы народного образования в Германии.
После демобилизации в 1947 году приехал в Нижний Тагил, где вначале служил в органах МВД, а с 1953 года и до выхода на пенсию был преподавателем военного дела в машиностроительном техникуме. Много времени отдавал любимому делу, подготовил профессиональных стрелков, как в техникуме, так и будучи на заслуженном отдыхе, работая в тире УВЗ и Уралхимпласта.
Софья АЗОРКИНА.