Служба скорой медицинской помощи Нижнего Тагила, одна из самых старейших на Урале, отметила 95-летний юбилей. На торжественный прием, организованный по этому случаю во Дворце культуры НТМК, собрались те, кто на тот момент не был на дежурстве: из 400 человек, занятых в разных подразделениях тагильской «скорой», на праздничный вечер смогли приехать далеко не все. Больше 100 специалистов – а это 21 выездная бригада и диспетчеры - в праздничные часы оставались на линии.
Первая «скорая» появилась на улицах нашего города в октябре 1919 года. Согласно приказу тогдашних властей, она должна была «подаваться всякому, кто внезапно заболел или пострадал от несчастного случая: перелом, вывих, поранен, угорел, отравился, пьян или без чувств».
Без малого столетний срок изменил многое: условия работы, количество медицинских бригад, территорию обслуживания. Неизменным остался лишь нелегкий труд фельдшеров и врачей, которые по-прежнему первыми прибывают на помощь заболевшим или получившим травмы. Да еще народное определение «карета скорой», хотя медики уже давно не приезжают к пациентам на лошадях и в телегах: конный транспорт заменили современные «Фиаты».
- Самое радостное, что мы слышим во время дежурств: «Довезли!» -рассказывает старший фельдшер Людмила Ивановна Молодых.
На «скорой» она 36-й год. Начинала в выездной бригаде. Вспоминает, что пришла в службу совершенно случайно: бывший однокурсник пригласил на совместительство, пока находилась в декретном отпуске. Больше со «скорой» Людмила Молодых не уходила.
- Про нас говорят: «Скоропомощные – это диагноз», - продолжает старший фельдшер. - Согласна. Все прошли: забастовки, голодовки 90-х, когда врачам месяцами задерживали зарплаты. От перегрузок и недостатка питания люди болели. Ночевали на станции, чтобы голодовка проходила по-честному, теряли сознание. Кто-то не выдерживал и брал больничный. Уходил домой. Но большинство оставалось с коллективом. Страшные времена, поэтому, когда сегодня возникает вопрос о трудностях и проблемах «скорой», я всегда отвечаю: «Вы в 90-е не работали…»
- А вообще, «скорая» очень изменилась, сказала в завершение Людмила Молодых. - Сегодня наши фельдшера «заткнут за пояс» любого доктора. Освоили кардиографы, самостоятельно читаем кардиограммы, работаем с небулайзерами, тахометрами. Регулярно проходит учеба, курсы повышения квалификации, приезжают к нам с лекциями из медицины катастроф.
Среди гостей, прибывших с поздравлениями к медикам, председатель комитета по соцполитике Законодательного собрания Свердловской области Вячеслав Погудин:
- Никто не хочет оказаться в машине скорой помощи. Но, если случается беда, все знают, куда нужно звонить. Вы - тот медицинский спецназ, который всегда на передовой!
Сегодня не каждый студент хочет идти работать на «скорую помощь», потому что это тяжелый труд, часто на улице, в жару, в дождь, где нет ни кондиционеров, ни зонтика над головой. Не все пациенты могут сказать, чем больны. И врач, который соприкасается с больным, рискует заразиться.
Но, если от вирусов спасают перчатки и другие меры предосторожности, то от грубости некоторых пациентов оружия нет. Часто вместо благодарности за помощь медикам приходится выслушивать ругань и даже защищаться. Было немало таких случаев, когда на бригаду нападали лица, находящиеся в состоянии наркотического или алкогольного опьянения.
Тем не менее, у «скоропомощных» не принято жаловаться на хронический стресс, связанный с постоянной борьбой за жизнь другого человека. Такова личная особенность каждого, кто работает в этой службе. После 24-часовой смены остаются сутки на то, чтобы отоспаться, ну и немного на личное время. А потом - снова на вызовы! И все-таки немало тех, кто отдал «скорой» по 40 лет жизни, к примеру - Алла Владимировна Косырева, Тамара Сергеевна Свириденко.
К долгожителям службы относится и нынешний руководитель тагильской «скорой» Сергей Безбородов. У него в этом году сразу несколько юбилейных дат: 25 лет, как он возглавил скорую медицинскую помощь в Нижнем Тагиле, 30 – со дня прихода на станцию и 35 – с момента начала работы в городском здравоохранении.
- В последние годы появились новые технологии лечения, - рассказывает Сергей Васильевич. – Наши специалисты освоили и проводят тромболитическую терапию при лечении пациентов с инфарктом миокарда на догоспитальном этапе. Это дает возможность своевременно в период «золотого часа» помочь пациентам снизить смертность от этого заболевания. Мы перешли в систему финансирования от ТФОМСа, и появилась возможность приобретать дорогостоящие лекарственные препараты. Но вот вопрос покупки и ремонта транспорта по-прежнему остается, хотя и Федерация, и город в оснащении машинами нам серьезно помогают.
Несмотря на все опасности, трудности, пусть в мизерном количестве, но медики на «скорую» приходят. Возможно, из-за «адреналина», который ни в какой другой врачебной специальности так не проявляется. Большинство - по призванию. И пока для кого-то это остается смыслом профессии, жизни тагильчан есть кому спасать.