Команда гимназии №18 вернулась с триумфом из Обнинска, где проходил Х Российский фестиваль-конференция «Юный исследователь».
В конкурсе, организованном в рамках Национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России», участвовали более 120 школьников из 23 городов Архангельской, Ленинградской, Белгородской, Самарской и других областей. Свердловскую область представляли тагильчане. Команда гимназии №18 под руководством учителей начальных классов Анжелики Акимовой и Елены Бабайловой завоевала 17 первых мест, 4 – вторых, получила благодарственное письмо Общероссийской малой академии наук «Интеллект будущего», диплом и памятный кубок победителя.
Как рассказали педагоги, гимназисты шестой год участвуют в конференции, всегда удачно, но такого успеха еще не было. Ребята разработали множество интересных проектов, связанных с историей города, экологическими проблемами, общечеловеческими ценностями: изучали здоровье зубов, выявляли влияние бензина на окружающие среду, рассказывали о роли в Великой Отечественной войне собак, спасавших людей, рассуждали об альтернативных источниках энергии, приводили доказательства «за» и «против» прививок, доказывали, что вода – источник жизни… Здесь и история воскресной школы при храме Сергия Радонежского, и проект, посвященный тагильским фонтанам, и мастер-классы по росписи подносов…
- Наша цель – вырастить крылья успеха у ребят, чтобы каждый ребенок почувствовал себя успешным, самореализовался, - пояснила Анжелика Акимова. - Чтобы дети поверили в себя, поняли значимость своих проектов, воспитывали в себе пытливый ум и навыки исследовательской работы.
По словам учителей, здесь особенная важна совместная деятельность своеобразного трио – ученик, учитель, родитель. И мамы гимназистов с этим согласны.
К примеру, дочь Ирины Малмыгиной, первоклассница Мария, подготовила проект «Обыкновенное чудо», занявший первое место. Девочка исследовала мыльные пузыри, ставила с ними опыты, и в результате проект стал семейным увлечением: папа Сергей помогал искать составы разных растворов, все вместе устраивали соревнования – кто больший пузырь надует, замораживали пузыри на снегу, а растворы в морозилке…
- Получилось очень позитивно, - рассказала Ирина Малмыгина. – Семья еще больше сплотилась. На конференции, куда многие ребята поехали с родителями, чувствовалось единение, общий командный дух. Уезжали дети, а вернулись повзрослевшие маленькие ученые. Время прошло плодотворно и с пользой. Дочка мечтает стать парикмахером, любит делать прически. Но эксперименты с мыльными пузырями мы обязательно продолжим, тем более, недавно узнали, что в Японии создан дисплей на основе мыльного пузыря. Нам интересно, и в дальнейших конференциях обязательно будем участвовать.
А вот мнение другой мамы, которая представилась так: Марина Гонцова, мама второклашки, в свободное от воспитания время – кандидат исторических наук, доцент РГППУ:
- Многие родители все чаще задаются вопросом: «Зачем в начальной школе заниматься проектной деятельностью? Ведь научные исследования – это удел ученых». Да, проектная работа в современной школе требует немалых усилий не только самого обучающегося, но и учителя, и родителей. Воспринимая вовлечение детей младшего школьного возраста в исследовательскую работу за очередной «перекос» в системе образования, мы перестаем видеть существенные плюсы, которые она в себе несет. А их не мало.
Во-первых, у ребенка вырабатываются способность к самоорганизации, планированию своей работы, умение ставить перед собой задачи, достигать их и защищать свою точку зрения. Во-вторых, проектная деятельность ведет и к положительной учебной мотивации. В-третьих, исследовательская работа учит ребенка взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. А в нашем современном мире умение общаться является одним из наиболее важных. Научный стиль написания любого исследования предполагает изложение от третьего лица «Мы пришли к выводу…» Мы – это сам исследователь, это учитель, который организует и направляет в нужное русло весь творческий процесс, это родители, которые являются первыми помощниками в сборе информации, оформлении работы. Поэтому можно сказать однозначно – участие в таких мероприятиях не только открывает горизонты «большой» науки для маленьких исследователей, но и способствует их всестороннему развитию, что уже немаловажно.