09.09.2016 11:25
Как помочь ребенку адаптироваться к школе? Советы психолога.
Последние новости
06.08.2022 18:10
06.08.2022 17:59
05.08.2022 16:11
После празднично-букетного Дня знаний начались будни, обязывающие детей прилагать усилия, волю, настойчивость. Это довольно трудно сделать самостоятельно, поэтому хорошим подспорьем будут советы специалиста, педагога-психолога школы № 64 Анастасии Казанцевой.
- Как обеспечить безболезненную адаптацию к началу учебного года, перестроиться от безмятежного отдыха к труду, занятиям?
- Должна вас огорчить, полностью исключить волнения, стрессы не получится и к этому надо быть готовым. Существует четыре этапа, которые предстоит преодолеть. Самый сложный и длинный – дезадаптационный, который длится около двух месяцев у младших школьников, месяц у старшеклассников, одну-две недели у студентов. В этот период могут проявляться перепады в настроении, пониженная активность, рассеянность, леность, капризность. Второй этап – приспособление, третий – привыкание и, наконец, четвертый – компенсация, когда школьник видит результат своих стараний, который его вдохновляет, дает уверенность и желание идти дальше. Даже при идеальных комфортных условиях, созданных в учебном заведении и дома, этих четырех стадий избежать не удастся. А вот помочь ребенку их пройти вполне по силам и учителям, и родителям. Для первых – это профессиональная обязанность, педагогические методы, приемы. Для вторых важно помнить и знать, что самое главное для ребенка – поддержка. Если он не оправдывает ваших надежд, получает не пятерки, а более низкие оценки, не стоит делать из этого трагедию. Не давите на него. Программа во что бы то ни стало сделать из своего чада отличника, обречена на провал, потому что это ваши цель и желания, а не его.
Составьте для ребенка режим дня, важной частью которого является сон. Американцы провели углубленные исследования и рекомендуют младшим школьникам спать не менее 8-10 часов в сутки, старшим 7-8. Ложиться нужно в одно и то же время. Важно суметь организовать и правильное сбалансированное питание, отказавшись от перекусов наспех, всухомятку.
- Есть ли проверенные способы, а, может быть, и упражнения, которые способствуют концентрации внимания, усидчивости?
- Родители первоклассников часто жалуются на забывчивость детей, растерянность, неспособность самостоятельно собрать портфель, приготовить все необходимое к уроку. В таких случаях советую использовать три ключевых слова: вместе – рядом - сам. Сначала вместе с ребенком сложите в портфель тетради, ручки, карандаши, поочередно называя предметы и их предназначение. Хорошо, если вы сделаете это не назидательно, а в шутливо-игровой форме. В следующий раз пусть ребенок сделает это без ваших подсказок, но вы будете где-то рядом, чтобы он знал - вы готовы прийти ему на помощь. И, наконец, в третий раз малыш должен все сделать самостоятельно. Возможно, такой простой метод покажется банальным, но он работает и дает хорошие результаты. А еще – не скупитесь на похвалу!
- Есть ли проверенные способы поощрения и наказания? Стоит ли использовать денежные вознаграждения, как это делают на Западе и в некоторых российских семьях, а также посулы что-то купить, отправиться в долгожданную поездку?
- Я очень негативно отношусь к поощрению деньгами. В этом случае отношения в семье складываются по принципу рабочий -работодатель. Если финансирование прекращается, «рабочий» вправе забастовать и вообще не явиться в школу. Кроме того, у ученика, ждущего постоянных подачек, не будет мотивации заниматься вдумчиво и углубленно.
Обещания купить новый телефон, съездить в аквапарк более приемлемы, но и они должны не «зашкаливать», а быть соизмеримыми как с успехами школьника, так и с возможностями родителей. В любом случае, поощрение всегда эффективнее наказания. Это доказали исследования Джона Уотсона, основателя бихевиоризма – одной из самых распространенных теорий ХХ столетия. Крики, ругань, оскорбления, а тем более рукоприкладство, формируют фобии, комплексы, низкую самооценку. Если нерадивого школяра постоянно называют неучем, тупицей, другими обидными словами, то он, в конце концов, смирится и поверит в это. Поэтому сдерживайте свои эмоции, раздражительность. Посчитайте до десяти, выйдите из комнаты, где накалилась атмосфера, подумайте о чем-то постороннем, не связанным с негативной ситуацией.
Есть хороший способ для разрядки под названием «Я – высказывания». Суть его в том, что вы не говорите ребенку «Ты выводишь меня из себя», а высказываетесь от первого лица. Например: «Я недовольна тем, что ты постоянно отвлекаешься». «Я раздражена из-за того, что ты…(причина недовольства)». В этом случае не ущемляется личность школьника, что очень важно в период ее формирования.
И напоследок хочу сказать несколько слов о преемственности. Во многих регионах России используют «плавный» переход из дошкольного учреждения в школу, из школы – в вуз. Моя коллега из Алапаевска, которая работает в детском саду, часто приходит в школу, где учатся ее воспитанники. Сидит с ними за одной партой на уроке, интересуется их успехами и проблемами. Дети видят родное лицо, чувствуют заинтересованность, внимание, что благоприятно влияет на психологическое состояние ребенка и атмосферу в классе в целом. Такой опыт очень ценен и заслуживает поддержки и распространения.
- Как обеспечить безболезненную адаптацию к началу учебного года, перестроиться от безмятежного отдыха к труду, занятиям?
- Должна вас огорчить, полностью исключить волнения, стрессы не получится и к этому надо быть готовым. Существует четыре этапа, которые предстоит преодолеть. Самый сложный и длинный – дезадаптационный, который длится около двух месяцев у младших школьников, месяц у старшеклассников, одну-две недели у студентов. В этот период могут проявляться перепады в настроении, пониженная активность, рассеянность, леность, капризность. Второй этап – приспособление, третий – привыкание и, наконец, четвертый – компенсация, когда школьник видит результат своих стараний, который его вдохновляет, дает уверенность и желание идти дальше. Даже при идеальных комфортных условиях, созданных в учебном заведении и дома, этих четырех стадий избежать не удастся. А вот помочь ребенку их пройти вполне по силам и учителям, и родителям. Для первых – это профессиональная обязанность, педагогические методы, приемы. Для вторых важно помнить и знать, что самое главное для ребенка – поддержка. Если он не оправдывает ваших надежд, получает не пятерки, а более низкие оценки, не стоит делать из этого трагедию. Не давите на него. Программа во что бы то ни стало сделать из своего чада отличника, обречена на провал, потому что это ваши цель и желания, а не его.
Составьте для ребенка режим дня, важной частью которого является сон. Американцы провели углубленные исследования и рекомендуют младшим школьникам спать не менее 8-10 часов в сутки, старшим 7-8. Ложиться нужно в одно и то же время. Важно суметь организовать и правильное сбалансированное питание, отказавшись от перекусов наспех, всухомятку.
- Есть ли проверенные способы, а, может быть, и упражнения, которые способствуют концентрации внимания, усидчивости?
- Родители первоклассников часто жалуются на забывчивость детей, растерянность, неспособность самостоятельно собрать портфель, приготовить все необходимое к уроку. В таких случаях советую использовать три ключевых слова: вместе – рядом - сам. Сначала вместе с ребенком сложите в портфель тетради, ручки, карандаши, поочередно называя предметы и их предназначение. Хорошо, если вы сделаете это не назидательно, а в шутливо-игровой форме. В следующий раз пусть ребенок сделает это без ваших подсказок, но вы будете где-то рядом, чтобы он знал - вы готовы прийти ему на помощь. И, наконец, в третий раз малыш должен все сделать самостоятельно. Возможно, такой простой метод покажется банальным, но он работает и дает хорошие результаты. А еще – не скупитесь на похвалу!
- Есть ли проверенные способы поощрения и наказания? Стоит ли использовать денежные вознаграждения, как это делают на Западе и в некоторых российских семьях, а также посулы что-то купить, отправиться в долгожданную поездку?
- Я очень негативно отношусь к поощрению деньгами. В этом случае отношения в семье складываются по принципу рабочий -работодатель. Если финансирование прекращается, «рабочий» вправе забастовать и вообще не явиться в школу. Кроме того, у ученика, ждущего постоянных подачек, не будет мотивации заниматься вдумчиво и углубленно.
Обещания купить новый телефон, съездить в аквапарк более приемлемы, но и они должны не «зашкаливать», а быть соизмеримыми как с успехами школьника, так и с возможностями родителей. В любом случае, поощрение всегда эффективнее наказания. Это доказали исследования Джона Уотсона, основателя бихевиоризма – одной из самых распространенных теорий ХХ столетия. Крики, ругань, оскорбления, а тем более рукоприкладство, формируют фобии, комплексы, низкую самооценку. Если нерадивого школяра постоянно называют неучем, тупицей, другими обидными словами, то он, в конце концов, смирится и поверит в это. Поэтому сдерживайте свои эмоции, раздражительность. Посчитайте до десяти, выйдите из комнаты, где накалилась атмосфера, подумайте о чем-то постороннем, не связанным с негативной ситуацией.
Есть хороший способ для разрядки под названием «Я – высказывания». Суть его в том, что вы не говорите ребенку «Ты выводишь меня из себя», а высказываетесь от первого лица. Например: «Я недовольна тем, что ты постоянно отвлекаешься». «Я раздражена из-за того, что ты…(причина недовольства)». В этом случае не ущемляется личность школьника, что очень важно в период ее формирования.
И напоследок хочу сказать несколько слов о преемственности. Во многих регионах России используют «плавный» переход из дошкольного учреждения в школу, из школы – в вуз. Моя коллега из Алапаевска, которая работает в детском саду, часто приходит в школу, где учатся ее воспитанники. Сидит с ними за одной партой на уроке, интересуется их успехами и проблемами. Дети видят родное лицо, чувствуют заинтересованность, внимание, что благоприятно влияет на психологическое состояние ребенка и атмосферу в классе в целом. Такой опыт очень ценен и заслуживает поддержки и распространения.
   
Читать еще
Пользуясь случаем глава города пригласил всех присутствующих на празднование юбилея Нижнего Тагила
Комментариев: 0
После 18.00 запланированы молодёжная концертная программа и дискотека.
Комментариев: 0
Об этом заявили в городском управлении образования.
Комментариев: 0
В преддверии Дня города в Нижнем Тагиле выбрали лучший ТОС. В состязании приняли участие 20 территориальных общественных самоуправлений
Комментариев: 0
Вопреки всем известной неприхотливости огурцы – нежные представители флоры.
Комментариев: 0
Детскую площадку для занятий спортом и игр открыли на лыжной базе МАСОУ «Спартак».
Комментариев: 0