О том, как привлечь тагильских покупателей, как выстроить взаимоотношения между производителями и торговыми сетями, магазинами, шел разговор на совещании, организованном отделом по развитию потребительского рынка и услуг администрации города. Участниками совещания стали производители из Верхней Салды, Каменска-Уральского и, конечно же, Нижнего Тагила. Сначала каждый презентовал собственную продукцию, потом сравнивали цены, интересовались качеством, технологическим процессом. Самым популярным вопросом стали сроки реализации продуктов питания. А самым распространенным документом оказались прайсы на них.
Не смогли пройти мимо темы западных санкций. Выяснилось, что большинство производителей работают на импортном оборудовании. И это минус – стоимость комплектующих напрямую зависит от валютного курса. Часть сырья (специи, добавки) раньше тоже закупалась за рубежом. Однако в связи с нынешней экономической ситуацией производители вынуждены были отказаться от импортных ингредиентов. И это плюс – тот же хлеб теперь выпекается без лишних добавок.
Верхняя Салда: хлеб и газированные напитки
Первым свою продукцию презентовал Верхнесалдинский хлебокомбинат – хлеб, батоны, булочки. Ассортимент не хуже, чем у тагильских коллег. Свою историю комбинат начал в 1934 году. Основной цех – хлебный. Выпускает 56 видов хлебобулочных изделий, в том числе 35 наименований сахарного и сдобного печенья. Большим спросом у жителей области пользуется печенье «Салдинское», «Неженка» и «Любава».
Кроме хлеба и печенья на заводе выпускают кремовые изделия – торты, пирожное, рулеты. В общем, все то, что производят и тагильские хлебопеки. Справедливости ради стоит отметить, что объемы производства у салдинцев меньше – 5-6 тонн хлеба и 1,5 тонны печенья и тортов.
В прошлом году, впрочем, так же, как и в позапрошлом, комбинат дважды повышал цены на хлеб, каждый раз примерно на 3-4 процента. Последнее изменение цены было в ноябре 2014 года – на 7 процентов. По словам представителя хлебокомбината Александра Популина, цены на хлеб будут расти и в 2015 году. Насколько именно, спрогнозировать сложно.
Как ни странно звучит, но вместе с хлебом завод выпускает газированные напитки. Разливает их с 1968 года в стеклянные бутылки, пластик не признают. В народе верхнесалдинскую газировку прозвали «напитком из детства». Особенный вкус напитку придает сахар, а не распространенные сахарозаменители.
Продукцию собственного производства салдинцы везут в Екатеринбург, Алапаевск, Невьянск, Кушву, Серов и Нижний Тагил.
- Все вкусно у вас, - заметили коллеги, продегустировав булочки и напитки, - лишь бы цены были приемлемыми. В нынешних условиях это крайне важно.
Екатеринбург: колбаса от народного комиссариата
Мясную линейку продуктов представил екатеринбургский комбинат «Хороший вкус». Менеджеры рассказали, что комбинат работает на сырье, которое выращивается в агрокомплексе «Горноуральский». Свой первый батон колбасы предприятие выпустило в августе 2002 года. А сегодня «Хороший вкус» - это комплекс предприятий, которые занимаются выращиванием зерна, производством комбикормов, скота и т.д. Около 80 процентов потребностей предприятия обеспечивается собственными силами и возможностями.
Скептически участники совещания восприняли фразу менеджеров о том, что комбинат работает по ГОСТам и не использует консерванты:
- Да, ну! Это не реально! Так уже не бывает…
Тем не менее, как утверждают руководители комбината, все-таки бывает. На предприятии разработана так называемая «советская серия», в рамках которой используются старые рецепты приготовления колбас без сои, фосфатов и прочей химии. За основу взят сборник рецептур, утвержденный народным комиссариатом пищевой промышленности СССР от 1938 года.
Кстати, «Хороший вкус» первым в нашей стране начал выпуск хамона – свинины по- испански на уральский лад. Хамон был хорошо известен российскому покупателю, но после введения в августе санкций, запрещающих импорт продовольствия из ряда стран Европы и США, практически исчез с витрин магазинов. Для достижения идеального вкуса мясной окорок сушили полгода. Получилось не хуже, чем в Европе, в очередь с заказами выстроились многие известные рестораны области. Сейчас на комбинате готовят линейку сырокопченых колбас из «советской серии».
Вопрос, который задали участники встречи, касался сроков годности: мол, раз нет консервантов, значит сроки не могут быть больше двух недель? Выяснилось, что срок реализации «советской» колбасы – 60 суток, и достигается он за счет стерильности и герметичности упаковки.
На вопрос о конкуренции представители комбината скромно ответили: конкурентов много, и ко всем относимся с уважением.
Каменск-Уральский: пять суток, и молоко перестает быть молоком…
Молоко, кефир, йогурт, творог, сметану, молочные коктейли, десерты, масло производят на молочном заводе Каменска-Уральского. Всего более 50 наименований. Предприятие, одно из старейших в Свердловской области, было основано в 1949 году. Проектная мощность молокозавода составляет 190 тонн молока в сутки при двухсменном режиме работы. Каменск-Уральский молокозавод начал первым выпускать квас живого брожения. Внедрение новых технологий, максимально расширенный ассортимент помогают предприятию выстоять в трудных условиях рынка. К сожалению, до сих пор продукция этого комбината не была представлена в тагильских магазинах.
Одобрительный гул раздался в зале, когда менеджеры завода назвали сроки реализации своей продукции: от 3 до 14 суток. И все потому, что здесь работают только на натуральном сырье, порошок не используется совсем.
Нижний Тагил: нашему мороженому – 80 лет!
Да-да. Именно столько в этом году исполняется предприятию «Нижнетагильский холодильник». Несколько лет назад технологический процесс здесь был обновлен. Введено в строй современное экономичное оборудование из Германии и Италии. Новые технологии позволяют выпускать широкий ассортимент вкуснейшего мороженого. На предприятии имеется собственная производственная лаборатория, это позволяет выпускать на рынок качественный и безопасный продукт. Компания производит и продает мороженое около 35 видов, самыми популярными из которых являются: «Пломбир на сливках», пломбир «ГОСТ» и «Томатный стаканчик».
Работают на отечественном сырье, все закупается в России (кроме орехов, какао и изюма). Тагильское мороженое востребовано в Пермском крае, Курганской, Челябинской областях. В Нижнем Тагиле – около 40 собственных точек, налажено сотрудничество с торговыми сетями «Тагилхлеб» и «Магнит». Проблемы, как у большинства, - высокая конкуренция и сбыт.
P. S. В последнее время приходится нередко слышать о необходимости покупать продукцию местных товаропроизводителей, в том числе и для того, чтобы поддержать нашу местную экономику. Конечно, большинство из нас патриоты своего города, области, но только ради этого вряд ли кто-то станет отдавать предпочтение местной продукции. Конкуренция на продовольственном рынке сегодня большая, от разнообразия ассортимента товаров порой глаза разбегаются. И при покупке хлеба, молока, масла, рыбы или других продуктов питания мы исходим из трех составляющих: цена, качество и сроки реализации. Если все эти три фактора будут соблюдены, то не придется кого-то уговаривать. Тагильский потребитель обязательно проголосует рублем за ту продукцию, что придется ему по вкусу.