Мой отец, Ячменев Григорий Иванович, уроженец села Ячменево Алапаевского района, в 30-х годах окончил Ирбитский сельхозтехникум. В том же родном селе, после окончания техникума, он работал председателем колхоза.
Началась война. Председатели колхозов мобилизации не подлежали – у них была бронь. Но отец, как истинный патриот, ушел на фронт добровольцем.
Уходя на войну, он обещал скоро вернуться, но быть этому – не суждено… Письма приходили редко. В феврале 1944 года пришла весточка, где он сообщал о том, что получил ранение левого легкого и надеялся после госпиталя вернуться домой. Но следом пришла похоронка. То, как плакала мама, я запомнила на всю жизнь. Вместе с ней плакала и я, хотя, по малолетству, не осознавала всю глубину постигшей нас утраты.
В победном 45-м я пошла в первый класс. Научившись читать, часто брала в руки похоронку и по нескольку раз ее перечитывала. Очень страдала оттого, что мой папа погиб, хотя все мои сверстники тоже росли без отцов. Мне так хотелось, чтобы он был рядом!
В похоронке было указано место гибели – село Беловское Гайновского района Брестской области. И вот я, ученица 6-го класса, решила написать несколько писем в разные инстанции, чтобы узнать более подробную информацию об отце и его захоронении, но все они вернулись обратно.
И вот уже в 60-е годы, будучи взрослой семейной женщиной, я снова взялась за поиск. С чего начать – не знала. Поэтому обратилась в редакцию газеты «Тагильский рабочий», которая сделала запрос по указанному в похоронке адресу. Пришел ответ: в списках захороненных в Брестской области Ячменев Г.И. не значится. Мне посоветовали обратиться в Министерство обороны СССР, что я и сделала. Не буду перечислять всю дальнейшую переписку с официальными органами, а только сошлюсь на итоговый документ 1969 года отдела внешних сношений Министерства обороны Союза ССР, который уведомляет, что мой отец похоронен на территории Польши:
«Красный крест ПНР сообщил, что местечко Беловское Гайского района, повят Брест, в имеющихся перечнях населенных пунктах не значится. В списках военных потерь, имеющихся в ПКК, значится фамилия Ячменев Г.И., погибший 14 августа 1944 г. и похороненный в в дер. Бяловежа около Хайнувки, повят Бельск Подляский.
В 1950 г. Останки Ячменева Г.И. были эксгумированы и перезахоронены на советском военном кладбище в Хайнувке и братской могиле №2 , а его фамилия занесена в списки похороненных на указанном кладбище советских воинов под номером 124».
И вот теперь, спустя 70 лет, первые лица Польши на весь мир заявляют, что освобождение этой страны – заслуга исключительно украинцев! Это они освободили Освенцим! Как горько это слышать мне, дочери погибшего русского воина! За что, за кого он шел на смерть на чужой земле, где нашел свое последнее пристанище? Мы никогда не думали, что придут такие времена, что кто-то посягнет на самое святое и посмеет сказать, что не немецко-фашистские захватчики, а Советский Союз напал на Украину и Германию. Создается впечатление, что весь мир во главе с Обамой сошел с ума.
Все меньше остается участников войны, а мы, ее дети, - последние свидетели тех страшных событий и нам невыносимо больно слышать все это. Мы рано повзрослели, получив похоронки на отцов, видя искалеченных безногих мужчин. Мы познали все тяготы тех лет. Будучи второклассниками, под палящим солнцем работали на полях, за что получали тоненький кусочек хлеба. Придя из школы, которая была в другом селе в восьми километрах от дома, шли работать на склад. Все лето, наряду со взрослыми, трудились на покосе.
Ужасу войны, ее бесчеловечности люди противопоставляли любовь к Родине. Наши родители и мы, дети войны, – удивительно стойкое поколение, которое вынесло все на своих плечах. Не сломалось, не согнулось. Наши отцы, оставшиеся лежать на полях сражений, погибли не для того, чтобы кровавая чума вновь поразила человечество.
Напоследок хочу процитировать стихи тагильчанки Овянниковой, в которых наиболее ярко и точно отражена и моя гражданская позиция:
"Опять фашизм змеей коварной
Вползает в души молодых,
И где-то создаются псарни
Каких-то выродков земных.
Не поддавайтесь искушению
Впустить фашизм в свои сердца,
Вы лучше встаньте на колени
Перед могилою бойца"
Людмила Шадрина (Ячменева), председатель комитета «Дети войны» Дзержинского районного совета ветеранов.