В совете ветеранов ЕВРАЗ НТМК я занимаюсь патриотической работой. Думаю, что не ошибусь, если скажу, что самый высокий дух патриотизма у наших участников Великой Отечественной войны, средний возраст которых за 90 лет! В числе тех ветеранов, которые до сих пор продолжают встречаться с молодежью, - Иван Федосеевич Кудря
Иван Федосеевич Кудря, 1925 года рождения. Участник Великой Отечественной войны с 1943-го по 1945 год. Награжден орденом Отечественной войны 1 степени, медалями «За отвагу», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и юбилейными медалями. После окончания войны более 25 лет работал в фасонно-литейном цехе машинистом электромостового крана. За добросовестный труд на производстве имеет много благодарностей, неоднократно награждался грамотами и ценными подарками.
Иван Федосеевич очень любит фотографироваться, особенно с молодежью. Бывая у него дома, люблю рассматривать снимки, развешанные по стенам. Слушать истории о войне.
Недавно довелось встретиться с ним в городском центре по работе с ветеранами на открытии фотовыставки «Город, который всем сердцем люблю». Он выступил перед гостями, коротко рассказал о том, какую роль сыграла в его судьбе война. То, что не вошло в этот рассказ, я поведаю читателям «ТР» от имени Ивана Федосеевича.
Первая награда
Стоял апрель 1944 года. Наша рота истребителей танков, имевшая на вооружении легкие 45-миллиметровые артиллерийские пушки, в составе 1285-го стрелкового полка 60-й Севской стрелковой дивизии прорыва 1-го Белорусского фронта принимала участие в начавшихся боевых действиях под городом Ковелем. Мелкий, нудный, долго не прекращавшийся дождь и повсеместное половодье на многочисленных притоках реки Припять сильно мешали наступлению. И нашей роте неоднократно приходилось в таких условиях форсировать эти речки.
Я был связным при командире взвода и постоянно сопровождал его в ожидании приказаний и распоряжений. Однажды нам пришлось переходить одну из наиболее разлившихся речек. Солдаты, кто умел плавать, шли без всяких подручных средств, а кто не умел - использовали плавсредства. Мы с командиром взвода шли без средств спасения, но в полном зимнем обмундировании и снаряжении. Я был одет в фуфайку, ватные брюки, шапку, имел при себе автомат ППШ и противотанковую гранату за поясом, а он в шинели, шапке, в сапогах и с пистолетом. Едва мы достигли глубокого места и стали плыть, как с одной из высоток противник начал вести по нам пулеметный огонь. Лейтенант плыл впереди меня, и я вдруг увидел, что он начал тонуть, неестественно взмахивая одной рукой и пытаясь удержаться на плаву. Поняв, что командир ранен, я подплыл к нему и помог выбраться на мелководье. Подхватил его под здоровую руку (он был ранен в плечо другой руки) и довел до полковой санчасти. Рана у командира оказалась не очень тяжелой, и через месяц он вернулся в роту. Подошел ко мне, крепко обнял и поблагодарил за спасение. В тот же день на меня через командира роты ушло представление к награждению медалью «За отвагу», которая вскоре и была вручена. Это была первая, но ценная для меня солдатская награда.
В разведке
Вскоре нашу роту расформировали по батальонам полка, и меня передали в роту разведки. С помощью старых опытных разведчиков стал быстро изучать новую военную специальность. Сначала в группе прикрытия, а потом в группе захвата. Было это уже где-то под Краковом, в Польше. Группе захвата была поставлена задача срочно взять «языка». Ночью вместе с саперами, которые вернулись, проделав проходы в минных полях на линии фронта, мы зашли в тыл к немцам. В нашей группе было два переодетых в немецкую форму солдата. Они были как бы нашим прикрытием при неожиданной встрече с врагом. Вскоре увидели большой немецкий блиндаж. Подобравшись вплотную, тихонько сняли охрану (двух немецких солдат), затем подорвали блиндаж, бросив противотанковую гранату внутрь. Из оставшихся в живых наши «немцы» быстро нашли офицера, а мы, захватив его вместе с документами, быстро ретировались, перейдя через линию фронта. Пленного офицера отвели сначала в штаб полка, а затем в штаб дивизии.
Последнее задание
В ноябре 1944 года, получив новое разведзадание, ночью мы тихо шли через камышовые заросли к немцам. Останавливались, прислушивались. Если все было тихо, продолжали идти. Кому-то из наших рядом справа послышался шорох камышей. Возможно, немецкая разведка шла в сторону наших войск. Не выдержали нервы у нашего разведчика, и он полоснул по предполагаемому шороху автоматной очередью. Пришлось нам немедленно марш-бросок в обратную сторону совершать, так как по тому месту, где мы только что были, моментально полетели мины, а со стороны предполагаемой немецкой разведки засвистели пули. Для наших разведчиков это «неудачное» задание закончилось благополучно, а вот меня тяжело ранило в правую ногу разрывной пулей. Так что это задание оказалось моим последним. Далее были поход по госпиталям и увольнение в запас.
И сегодня Иван Федосеевич сохраняет чувство высокого патриотизма, юмора и жизнелюбия, полностью самостоятельно себя обслуживает, проживая один в своей квартире, где сделан ремонт, чисто и уютно. Всегда готов к участию в любых праздничных мероприятиях, общению с молодежью. На встрече ветеранов со школьниками в детском оздоровительном центре «Баранчинские огоньки» в День России был и Иван Федосеевич. Дети тепло и трогательно встречали наших ветеранов Великой Отечественной войны. Это надо было видеть и слышать, как затихли 200 человек. После праздника дети обступили ветеранов и засыпали вопросами. Иван Федосеевич выступал и на уроках мужества накануне Дня Победы в школах №6, 75/42, 44.
Низкий поклон Вам, Иван Федосеевич, от совета ветеранов ЕВРАЗ НТМК, здоровых и долгих лет жизни и неиссякаемого юмора!
В. ПЕЧИЩЕВ, зам. председателя совета ветеранов ЕВРАЗ НТМК.
Фото предоставлено автором.
И.Ф. Кудря.