Юбилей своей трудовой деятельности на металлургическом комбинате Михаил Аршанский встретил с кувалдой в руках
Памятный 16-килограммовый сувенир советнику управляющего директора ЕВРАЗ НТМК вручили во время очного рапорта. Подарок символичен - этой самой пудовой кувалдой Михаил Иосипович забил свой первый клин на Нижнетагильском металлургическом заводе в августе далекого 1956 года. Сегодня она снова оказалась у него в руках – но лишь в качестве презента.
– Хорошо помню свой первый рабочий день, – поделился Михаил Аршанский. – Пришел к главному механику, тот провел со мной беседу и предложил идти на завод либо в отдел инженером-конструктором, либо на производство. Я выбрал второй вариант – стоять у кульмана с карандашом было не по мне, стремился к живой работе с людьми. И получил этой самой работы сполна – столько, сколько в наши дни не получишь. Ведь тогда труд был в основном ручным, физически тяжелым. Помню, иду по прокатному цеху знакомиться с руководством, спрашиваю, где найти Ивана Ивановича Молибогу, а мне показывают на человека в изношенной спецовке, пилящего ножовкой кусок металла. Вон он, у верстака. Руководители тогда тоже не гнушались тяжелого труда.
Иван Иванович определил меня на паровую машину, которую в народе называли «Варварой». В первый же день, решив показать, что я тоже кое-что умею, взялся за гайки, лом, кувалду. Это были мои первые рабочие инструменты. У меня еще не было ни спецовки, ни кабинки в душевой, и я, весь измазавшись в мазуте, так и поехал вечером домой.
- Рабочие в то время отличались от нынешних, - говорит Михаил Иосипович. - В основном это были раскулаченные жители Украины и юга России, а также люди, прибывшие со штрафбатов, бывшие заключенные. Многие из них были неграмотными и умели только ставить подпись в документах. Но технологию, механику знали досконально. Вот потому и несчастных случаев было мало – люди знали все нюансы работы с оборудованием наизусть.
Первые три года я жил на Вагонке и пешком ходил на НТМЗ. За долгие годы работы прошел все производственные ступени, не пропустив ни одной. Мне повезло – на моем пути в разное время появлялись интересные, выдающиеся люди. Это бывший директор комбината Виктор Удовенко, который, будучи еще начальником конвертерного цеха, принимал меня к себе на производство. И главный инженер Евгений Фрейдензон, обучивший тонкостям инженерного дела. Очень многое дала работа с Сергеем Носовым, с которым и сегодня пересекаются наши судьбы.
Фото автора.