Вот уж не думала - не гадала Евдокия Савишна Веретенникова, что в 76 лет откроет в себе невиданный ранее азарт. Прежде трудилась и шлифовщицей на заводе имени Куйбышева, и мотористом на аглофабрике ВЖР, а потом в госстрахе, диспетчером такси, но особенно заводной себя не считала. Может, потому, что работать, в основном, пришлось физически. А тут на восьмом десятке обнаружила, что жить не может… без оригами, изобретенной японцами особой техники для изготовления бумажных голубей, которую по-другому называют бумагопластикой.
Ничего она об этом японском чуде не знала, пока не поехала в санаторий поправлять здоровье. Из любопытства стала ходить в кружок оригами, который приглашал отдыхающих не только скоротать время между процедурами, но и с целью реабилитации. Оригами требует работы головы и пальцев рук, развивает мелкую моторику, которая, как известно, хорошо сказывается на работе мозга. Евдокия Савишна так увлеклась, что последние девять месяцев не выпускает из рук бумагу разных цветов и делает бесконечные заготовки.
- Из чего же, Дуся, сделала черного лебедя? - задает вопрос сват Анатолий Георгиевич Горягин, разглядывая диковинную бумажную птицу цвета антрацита. – Хороша!
Не один Анатолий удивлен, а все, кому дарит свои изделия Евдокия Веретенникова. О ее страсти к бумагопластике рассказала подруга Роза Михайловна Сорокина. За 9 месяцев Веретенникова сделала почти 70 изделий, которыми восхищаются родственники и знакомые. Кому-то досталась в подарок тыковка, кому-то снежинка, лебедь, елка. А кому-то и пасхальное яйцо.
Занятие Дуси понравилось и куме Розе. Она подарила первые книги по оригами и начала снабжать бумагой, так называемой обраткой, которую приносила с работы. А потом показала там первых лебедей, сделанных Веретенниковой.
Одна из сотрудниц как-то усмехнулась: что белые лебеди! Эка невидаль! А вы попробуйте черного сделать! Мысль об этом долго будоражила и Дусю, и Розу. Евдокия Савишна разыскала хранившиеся много лет пакеты от фотобумаги, что остались от мужа, и начала пробовать. А Роза Михайловна… заболела. Когда ходила в рентгенкабинет, обратила внимание на пакеты из-под рентгеновской пленки. Сверху они были белыми, а внутри – черными, глянцевыми, как пластмасса. Эти пакеты выбрасывали, а они могли бы покрыть потребность Дуси в черной бумаге. Так был решен главный вопрос с бумагой черного цвета.
Теперь в «зоопарке» Веретенниковой – фламинго, слон, бегемот, кит, морской конек, павлин, индюк и птица счастья. Есть у нее и часовня «Золотые купола», елочки, снежинки, пасхальные яйца и озеро с белыми и черными лебедями. Вся эта красота стоит на серванте, на столике. Рядом – коробки с заготовками. На них-то уходит львиная доля времени. Бумагу надо разрезать и путем сложения в несколько раз получить треугольники, из которых и получаются причудливые изделия.
На большого белого лебедя ушло 520 треугольников-модулей, а на часовню (страшно представить) 2,5 тысячи. От величины листа и заготовки зависит и размер изделия. Формат листа может быть половинным от А4, составлять четвертую часть, восьмую или 16-ю.
- Такая техника, предполагаю, под силу только человеку с огромным терпением? - спрашиваю мастерицу.
- Угадали. Я и раньше кропотливой работой занималась – вышивала, вязала. Когда на обоих глазах появилась катаракта, все это оставила. Пришлось заниматься здоровьем. После операции на оба глаза к вышивке уже не вернулась, а к бумагопластике пристрастилась. Она дает равновесие и покой. Наделаю заготовок, склею их. Все, кому дарю свои изделия, восхищаются. Вижу, что людей от удивления переполняют эмоции, и мне от этого радостно.
В планах мастерицы – сделать павлина и царевну-лебедь. Для этого придется купить цветную бумагу. Удовольствие не из дешевых. Но на что не пойдешь ради красоты?