Воспоминания о первых часах и первых боях войны нам оставил отец, Евгений Чураков. В 1940 году он окончил Владикавказское военное училище и был назначен помощником начальника 10-й заставы Львовского пограничного округа, что прикрывала рубеж нашей страны по правому берегу Западного Буга.
Суббота, 21 июня. После занятий была генеральная уборка. После бани свободные от службы пограничники собрались на репетицию – готовились к смотру художественной самодеятельности. Но песни песнями, а участок - один из самых тревожных. Лейтенант Чураков с бойцами строили укрепления, учились отражать нападение, постигали искусство боя. А в это время на другом берегу Буга сосредоточивались силы германской армии.
Офицеры возвратились в поселок, где жили их семьи, 22 июня, в два часа ночи. Рано утром разбудил страшный гул: содрогались земля и небо, над головой – туча самолетов. Они летели так низко, что отчетливо были видны черные кресты на бортах. Война! Отец схватил винтовку и выскочил через парадную дверь. А через заднюю дверь во двор ворвались немцы. Жену и хозяйку дома взяли в плен. Но кто-то из местных успел предупредить пограничников, и захваченных женщин наши от немцев отбили.
Папа успел добраться до своих. На территории заставы – свежие воронки от снарядов, два человека лежат, засыпанные землей. Первые потери. Сколько их еще впереди, в тот день они и представить не могли!
Из комендатуры пришло сообщение: «Держитесь, пришлем подкрепление». Но вскоре провода связи оборвало осколками снарядов.
А немцы рядом, в 400 метрах – идут как на параде: в полный рост. Наши бойцы заняли позиции со словами «Сейчас мы их научим кланяться!» Застрочил станковый пулемет, автоматы. Враги не ожидали отпора, отступили.
Атаковали немцы несколько раз, хотели взять хитростью. Угнали скот и пытались прорваться, прикрываясь стадом. Но эта атака была отбита. На рассвете 23 июня фашист наступал уже под прикрытием людей – согнали селян и выставили перед солдатами. Когда колонна подошла на расстояние выстрела, пограничники крикнули нашим «ложись!» и открыли огонь по немцам.
Оставили заставу, когда получили команду «отступить к комендатуре». Раненых, женщин, оружие отправили грузовиком на железнодорожную станцию. Остальные продолжали бои в составе Любомльского погранотряда.
Наш папа был ранен в голову, попал в плен, а в Тагил пришло сообщение: «Пропал без вести». Но отец вернулся, с орденами и медалями, в том числе - орденами Красной Звезды, Отечественной войны 1-й степени, медалью «За победу над Германией».
В 1973 году отец побывал на Западной Украине, на своей заставе. Вспоминал картину боев, рисовал по памяти. Эти рисунки остались в погранчасти. Там узнал одну интересную деталь. После боя, когда подбирали раненых и оружие, у одного немецкого генерала нашли карту, где застава была перечеркнута и стояла цифра 30. Т. е. на захват рубежа немцы отводили 30 минут. Не получилось.
Тамара КОЗЛОВА.