В годы Великой Отечественной уровень машиностроения в Нижнем Тагиле был выше, чем в Германии
Перестройка промышленности города на изготовление военной продукции была осуществлена в сжатые сроки. Это было время не только трудовых свершений, но и, прежде всего, технологических побед.
На демидовской производственной закваске
В Нижний Тагил в начале войны были эвакуированы группа ученых Московского высшего технического училища имени Баумана, Государственная союзная лаборатория режущих инструментов и электросварки имени Игнатьева, Московский станкостроительный завод имени Орджоникидзе, Харьковский танковый №183, Мариупольский броневой завод имени Ильича. К тому времени кадровый состав предприятий существенно поредел – большинство высококвалифицированных рабочих и инженеров отправилось воевать.
Несмотря на острый дефицит кадров, промышленный потенциал УВЗ, на базе которого были размещены эти заводы, существенно расширился. Он стал называться Уральский танковый завод, ориентировав все производство на легендарный танк Т-34. Его выпуск уже был отлажен в довоенное время на родине завода – в Харькове. На Уральской земле при участии ученых, инженеров и рабочих различных заводов и научных организаций, эвакуированных в Нижний Тагил, он вышел на качественно новый уровень.
Речь идет, в первую очередь, о слиянии технологий и соединении производственных культур, в условиях которых развивался завод. Лучшие умы советской индустрии объединились на Тагильской земле, взяв за основу демидовскую производственную закваску.
Во главу угла ставился главный принцип организации производства, позаимствованный у знаменитого промышленника: иметь все свое, от рабочего до последнего гвоздя. Довоенный Уралвагонзавод изначально задумывался как исключительно сборочный, однако наладить контакты с поставщиками деталей и материалов не удалось – отсутствовал свободный рынок промышленных товаров. В результате пришлось в срочном порядке строить вспомогательные подразделения вокруг главного вагоносборочного корпуса. В 1936 году завод был пущен в эксплуатацию как комбинат.
Поточно-конвейерная технология
Работа в такой системе уже была отлажена к моменту прибытия в Нижний Тагил эшелонов с оборудованием и работниками. На ее основе крупнейшие инженеры эвакуированных предприятий сформировали уникальную схему организации технологической подготовки производства. О ней рассказывает директор выставочного комплекса УВЗ Алла Пислегина:
– Основой становилось технологическое бюро цеха, конструкторский аппарат был централизован. Все они были подчинены главному технологу Уральского танкового завода Михаилу Эммануиловичу Кацу, до войны занимавшему аналогичную должность на Московском станкостроительном заводе имени Орджоникидзе. Перед конструкторами и технологическими службами стояла задача создания принципиально новой в танкостроении технологии поточно-конвейерного массового производства танков Т-34.
Прежде всего, были проведены разукрупнение и перепланировка существовавших до войны в Харькове двух основных механообрабатывающих цехов: 110-го – ходовой части и 119-го – трансмиссии. Отдельно были организованы конвейер главной сборки и сдаточный. Оборудование в цехах стали располагать в порядке последовательности обработки деталей, отказавшись от групповой его установки, как это было в Харькове. Такая расстановка сокращала путь прохождения детали по операциям и облегчала контроль качества продукции. Кроме того, возможность разбить производственный процесс на небольшие операции позволила использовать неквалифицированную рабочую силу.
«Немедленно в производство»
Большую роль играла рационализация – механообработка по возможности переводилась на холодную штамповку. Это сокращало не только длительность выполнения операций, но и потребность в большом количестве рабочей силы, повышало точность работы. За годы войны было спроектировано 7 410 приспособлений, 4 476 холодных штампов, 2 349 единиц режущего и 11 633 – мерительного инструмента. На заводе был создан «Справочный материал для конструкторов, технологов и мастеров инструментальных цехов», который был издан наркоматом и разослан всем предприятиям танковой промышленности, а «Таблицы для подбора шестерен» М.В. Сандакова до сих пор используются на машиностроительных предприятиях.
Большую роль в совершенствовании инструмента сыграли эвакуированные на завод ученые Московского высшего технического училища имени Баумана и Государственной союзной лаборатории режущих инструментов имени Игнатьева. Они внесли предложения по изменению геометрии режущего инструмента, разработали наборной инструмент для экономии дорогостоящих инструментальных сталей.
Путь от изобретения до производства был чрезвычайно короток. В музее УВЗ хранятся свидетельства на изобретения с резолюцией главного инженера: «Немедленно в производство».
Каждые сутки с конвейера завода на фронт уходило 30 танков Т-34. Трудоемкость их производства сократилась вдвое и стала наиболее низкой среди предприятий танковой промышленности СССР, объемы выросли в пять раз.
Благодаря этой слаженной работе советская промышленность вышла на невероятный уровень: за годы войны шесть советских заводов выпустили 58 681 танк Т-34. Больше половины из них - 30 627 «тридцатьчетверок» - дал завод №183. Он продемонстрировал более высокий уровень технологий, чем считавшееся непревзойденным машиностроение Германии.
ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО МУЗЕЕМ БРОНЕТАНКОВОЙ ТЕХНИКИ.
Приемо-сдаточный цех «150». Фотография из рапорта «Нижний Тагил о выполнении обязательств уральцев товарищу Сталину». 1943 г.