Лев Мордвов в Нижнем Тагиле известен как предприниматель, не все знают, что в молодости он служил на границе с Китаем.
- Пограничники, вернувшиеся со службы, рассказывали истории про нарушителей и каково жить на заставе. Нас, 15-16-летних ребят, вдохновляла эта романтика, хотелось охранять рубежи нашей Родины. В 1973 году после окончания школы получил повестку в военкомат. Только в Егоршино узнал, что направлен в пограничные войска, – вспоминает Лев Мордвов.- После обучения в сержантской школе отправили служить на заставу имени Героя Советского Союза Василия Матронина. В то время у нашей страны были напряженные отношения с Китаем. Свежи были в памяти события 1969 года, когда произошел пограничный конфликт на острове Даманский. Застава находится на берегу реки Уссури, по которой проходит российско-китайская граница. Мы охраняли 13-километровый участок. На заставе жили около 50 человек, было свое хозяйство: свиньи, коровы.
- Мы были хорошо укомплектованы оружием, а у китайцев была одна трехлинейка (винтовка Мосина образца 1891 года) на десять человек. Видели, как пограничники передавали ее друг другу. Река была шириной не более ста метров, имелись наблюдательные приборы и бинокли. С воды нас прикрывали катера морчасти погранвойск. В назначенное время проводился облет территории с вертолета, – продолжает Лев Мордвов. - Наши командиры говорили, что пограничник – маленький дипломат, от которого зависит многое. Нас учили не поддаваться на провокации, которые китайцы часто устраивали: кидали с проплывающих барж камнями, нецензурно ругались на ломаном русском. Служба закалила, научила быть сдержанным.
Приходилось участвовать и в задержании нарушителя границы. Он был в гражданском, объяснял пограничникам, что, мол, пришел в Россию в поисках лучшей жизни. В то время Китай был довольно бедной страной.
Некоторые военнослужащие учились на кинологов в течение восьми месяцев.
- Наши собаки могли взять след 12-часовой давности, - рассказывает Мордвов. - Всего было около шести псов. Получается, что кинолог менялся каждые два года, а собака оставалась служить. Тогда я впервые увидел, как собака плачет, когда солдат отправляется домой.
Подготовка на границе была серьезная: бегали кроссы, на стрельбах пробовали различное вооружение, изучали следопытское дело. Следы могут сказать, сколько людей шло, налегке или нет. Зачастую нарушители границы пытаются запутать, идут задом наперед, имитируют следы дикого зверя.
Граница была надежно защищена, было практически невозможно пройти незамеченным. Система оповещения срабатывала, даже если птица сядет на проволоку, протянутую вдоль периметра.
Через десять лет Лев Мордвов приехал на свою погранзаставу: «Общался с командованием, меня хорошо приняли. Приятно было видеть, что застава похорошела, и вспомнить свою службу».
Фото автора и из личного архива Льва Мордвова.
Срочник Мордвов с собакой по кличке Цыган.