В честь Международного дня памяти жертв Холокоста и 70-летия Победы в Великой Отечественной войне в гимназии №86 Нижнего Тагила совместно с педагогами и учащимися школы №167 Екатеринбурга был организован двухчасовой урок памяти.
«Удар электрическим током»
Организаторами встречи стали заместители директора гимназии №86 Ирина Губанова и Татьяна Сыромолотова, а также директор школы №167, отличник народного просвещения, региональный представитель центра «Холокост» (Москва) в Екатеринбурге Эльвира Бабич.
На спектакль, подготовленный юными артистами школьного театра «Фейерверк» из Екатеринбурга, в актовый зал гимназии пришли ученики 6 -11-х классов. И руководитель театра Татьяна Костырева пояснила им, что за основу постановки взят рассказ Кэтрин Кресмен Тейлор «Адресат выбыл», несколько писем двух друзей. Актеры занимаются в школе искусств №15, в спектакле появились песни и танцы. Кроме того, постановку дополнили фрагменты речи Адольфа Гитлера и фотографии времен Второй мировой войны.
В течение часа главные герои – еврей из США и немец из Германии в исполнении Семена Банных и Михаила Соболева - не отходят от мольбертов, символов того, что они художники и владельцы галереи. Но один практически не меняется, только иногда снимает шляпу, чтобы показать еврейскую шапочку на голове, а другой с каждой сценой перевоплощается из художника в чиновника фашистской Германии. Илья Кузнецов в роли почтальона передает друзьям письма, а в еврейскую девушку, мечтавшую стать актрисой в Европе 30-х годов ХХ века, перевоплотилась Александра Костырева.
Александра Костырева.
Юные артисты играли очень искренне, да и текст писем завораживал, пугая актуальностью звучания и в нашем, XXI веке. В аннотации к рассказу, со ссылкой «От переводчика», указано, что это: «невыдуманная история, основанная на нескольких подлинных письмах»... Рассказ появился в журнале «Стори» осенью 1938 года. В далекой от европейских потрясений Америке этот номер был раскуплен мгновенно… Шли годы, но жгучая тема не устаревала, а в последнее десятилетие ХХ века зазвучала в мире с новой силой. И в 1992 году журнал «Стори» напечатал его вновь…»
Начинается все с письма, датированного ноябрем 1932 года, в котором Макс Эйзенштейн из США пишет другу Мартину Шульце в Германию: «Ты вступаешь в жизнь демократической Германии, страны подлинной культуры, которая делает первые шаги на пути к политической свободе. У тебя будет хорошая жизнь. Четырнадцать лет со дня окончания войны! Ты отметил эту дату? Какой долгий путь отделяет нас, народы, от той горечи!». И получает ответ: «Старые знакомые уже настаивают, чтобы я принял участие в делах городской администрации. Подумаю об этом».
Уже в марте 1933 года Мартин Шульце пишет: «Гитлер - словно удар электрическим током, в нем есть убежденность, свойственная только великолепным ораторам и фанатикам… Народ повсюду оживился. Быть может, удастся положить конец бедности. Что-то, сам не знаю что, непременно произойдет. Страна обрела вождя!» А в июле: «Для меня сейчас невозможно переписываться с евреем, даже независимо от моей должности».
Но письма еще были: Эйзенштейн просил помочь его сестре, оказавшейся в Германии, а Шульце ответил – у него родился сын Адольф, было не до еврейки, ее не пустили в дом, и она погибла. И бывший друг отомстил, открыто послав вымышленную «шифровку», погубившую всю немецкую семью. Око за око, зуб за зуб.
После спектакля предполагалось обсуждение, но зрители молчали. Видимо, для них постановка о том, как люди становятся убийцами, тоже стала как своеобразный «удар электрическим током».
От Холокоста к Украине
Да и на заседании «круглого стола» - «Память о Холокосте: путь к толерантности», которое проводили руководители гимназической студии «Диалоги», педагоги Нина Гребенкина и Галина Якимова, разговор упорно уходил в сторону.
Да, ребята откликнулись на предложение дать определение Холокосту, называя его фабрикой смерти и циничным желанием убивать без причины. Но при этом вспоминали кто экскурсию в Хатынь, кто телерепортаж о сожжении заживо людей на Украине… Говорили о терактах, о том, что в современном обществе мало внимания уделяется и тому же Холокосту, и объяснению причин многочисленных военных конфликтов. Ребята честно признавались, что не могут понять, почему одна нация пытается уничтожит другую.
Возможно, в том и смысл урока памяти: школьники не просто вспомнили далекую от них историю, они задумались, чем могут обернуться для людей современные войны.
Кстати, по словам директора школы №167 Екатеринбурга Эльвиры Бабич, семиклассник Михаил Соболев по тексту письма в спектакле должен прокричать нацистское приветствие, но он не смог себя пересилить и сказать такие слова. А у одиннадцатиклассницы Александры Костыревой утром была контрольная работа в школе, но она играла так легко и уверенно, что об этом никто бы и не догадался.
Спектакль «Адресат выбыл» был показан два раза в Екатеринбурге, теперь юных актеров приглашают с постановкой в Челябинск и Москву. Эльвира Бабич привезла методическое издание «Уроки прошлого ради будущего», в котором есть и работы тагильчан, директор гимназии №86 Ольга Стародумова вручила коллеге благодарственные письма, и, конечно, педагоги обсудили варианты дальнейшего сотрудничества двух образовательных учреждений.
Историческая справедливость
Холокост (всесожжение) большинство понимает одинаково: преследование и массовое уничтожение фашистами евреев, цыган, поляков… А вот с толерантностью в мире проблемы. В различных словарях она трактуется, как – терпение, терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, привычкам и традициям, предоставление другим права жить в соответствии с собственными взглядами, признак уверенности в себе и своих позициях. Но теперь толерантность все чаще становится синонимом безразличия и терпимости к искажению исторических фактов.
В нашей стране, к сожалению, с исторической справедливостью вечные проблемы: в СССР не говорили правду о героях Первой мировой войны и репрессиях, в современной России забывают о многих достижениях Советского Союза. Но Великая Отечественная – это святое, и поэтому заявление министра иностранных дел Польши о том, что в 1945 году Освенцим освободили украинцы, поскольку это были солдаты Первого Украинского фронта, вызвало бурю возмущения.
Желание унизить Россию – на совести польского министра. О роли всего советского народа в борьбе с фашистами ему и всем остальным напомнила канцлер Германии Ангела Меркель 27 января в Международный день памяти жертв Холокоста, на церемонии, приуроченной к 70-летию освобождения узников Освенцима.
И, конечно, радует, что тагильским и екатеринбургским школьникам об этом напоминать не надо. К примеру, в гимназии №86 теме Великой Отечественной войны всегда уделялось особое внимание.
В той же студии «Диалоги» проходили занятия: «Холокост. Хрустальная ночь: никогда больше…», «Бабий Яр. Боль и память», «Дети и Холокост. Дневник Анны Франк». А уже в этом, 2015 году, в литературно-музыкальной гостиной прошло занятие «Лирика в годы войны», организованное учителем русского языка Верой Васильевой и руководителем студии «Секрет успеха» Ольгой Митько. По словам присутствовавших, особенное впечатление на всех произвела знаменитая песня «Катюша» в исполнении второклассника Владимира Власова.