До 22 мая, когда пройдет предварительное голосование «Единой России», остается всего три дня. В числе его участников и возможных кандидатов в депутаты Госдумы - единственный тагильчанин, начальник управления внутренних дел Нижнего Тагила и Пригородного района полковник полиции Ибрагим Абдулкадыров.
- Ибрагим Абабакарович, вы родились и выросли в Дагестане. Как оказались в Нижнем Тагиле?
- В 1978 году меня призвали в армию, после «учебки» я попал в авиационную часть «Сокол» под Нижним Тагилом. Незадолго до окончания службы мне предложили поступить в специализированную школу милиции в Елабуге. Закончив там обучение, приехал в Нижний Тагил, где был назначен инспектором уголовного розыска в Тагилстроевском районном отделе милиции.
Через некоторое время получил рекомендацию в Высшую школу МВД в Киеве. Оттуда нас на полгода отправили в командировку в Нагорный Карабах. А буквально через несколько дней, 7 декабря 1988-го, случилось страшное землетрясение, которое практически стерло с лица земли армянский город Спитак и еще 58 сел. И нас перебросили туда, буквально через пять часов после землетрясения. Мы почти неделю не спали, вытаскивая из-под завалов и обломков пострадавших и тела погибших. Тяжелые воспоминания. (По официальным данным, во время Спитакского землетрясения погибли 25 тысяч человек и более 500 тысяч остались без крова. По неофициальным данным, жертв было гораздо больше – около 150 тысяч. – Прим. ТР).
После окончания Высшей школы я получил несколько предложений по распределению в аппарат, но попросил направить меня в Нижний Тагил, к товарищам по службе, в ставший мне уже родным коллектив. В Тагилстроевском райотделе назначили заместителем начальника. Через два года в связи со сложной криминогенной обстановкой меня перевели в Пригородный райотдел.
В начале 90-х, в так называемую первую волну приватизации, полным ходом шел раздел государственной собственности. Пригород тогда был очень богатым районом – сельскохозяйственным и животноводческим. Разборки и перестрелки были привычным делом. Думаю, ветераны помнят, какую огромную и серьезную работу мы там проводили. Дело осложнялось разбросанностью населенных пунктов, входящих в состав Пригорода.
Именно в период руководства райотделом Пригородного Ибрагиму Абдулкадырову довелось расследовать так называемое «самолетное дело» по фактам разграбления военных истребителей в той воинской части, где он когда-то служил. На территории аэродрома действовала банда, с боевых машин крали оборудование, содержащее драгметаллы. Преступники были обезврежены и преданы суду. За расследование этого дела Абдулкадырову досрочно присвоено звание подполковника.
- Известно, что в милицейских кругах ходила поговорка «прошел Пригород – можешь служить где угодно». Как сложилась Ваша карьера?
- Я возглавлял криминальную милицию в Ленинском райотделе, в 2007 году был назначен начальником Ленинского РОВД. А через пять лет, когда вступил в силу закон о полиции, в рамках ротации кадров мне было предложено возглавить отдел в Алапаевске. Там свою работу начал с ремонта здания полиции, создания нормальных условий работы для сотрудников, встреч с жителями района, конструктивного сотрудничества с исполнительной и представительной властями города. Не сочтите за нескромность, но муниципальный отдел МВД России «Алапаевский» за год удалось вывести в лидеры области по оперативно-служебной деятельности. Снова вернулся в Нижний Тагил, теперь уже начальником управления внутренних дел.
Приняв гарнизон МУ МВД России «Нижнетагильское», столкнулся с массой проблем. И первая из них – 360 человек некомплекта. Оказалось, что при приеме на работу будущие полицейские вынуждены были проходить медкомиссию в Екатеринбурге. Приходилось ездить туда-сюда по 20 раз к различным специалистам, поэтому многие просто бросали оформление. Удалось убедить руководство Главка, и полномочия были переданы тагильскому лечебному учреждению.
Аналогичная ситуация сложилась и в лицензионно-разрешительной системе. В Нижнем Тагиле и Пригородном районе более 11 тысяч человек имеют разрешение на огнестрельное и нарезное оружие, и им всем тоже приходилось ездить в Екатеринбург. И эта проблема тоже была снята. Соответствующая служба была переведена из полуподвала в новое помещение с евроремонтом на улице Карла Маркса, 49.
Горожане помнят огромные очереди в регистрационно-экзаменационном отделе ГИБДД на улице Балакинской. Люди с шести часов утра писали номера на ладонях, но и это не гарантировало им получение необходимых госуслуг в течение одного дня. Мы открыли семь дополнительных окошек к имеющимся четырем, для удобства ожидающих установлены кондиционеры и телевизоры…
- Говорят, что проект «Безопасный город» был предложен вами.
- В 2013 году на одной из встреч с главой города Сергеем Константиновичем Носовым я предложил оборудовать Нижний Тагил системой «Безопасный город», чтобы снизить количество уличных преступлений и правонарушений. Некоторые руководители отнеслись скептически к электронной форме охраны правопорядка, но мэр предложение поддержал. В апреле 2014 года видеокамеры системы «Безопасный город» заработали в Нижнем Тагиле.
Первый этап реализации этого уникального проекта завершился, начался второй. В городе установлено более 400 камер, 20 из которых следят за порядком на дорогах, к ним скоро могут добавиться еще 200. Система уже доказала свою эффективность – только за прошлый год с ее помощью раскрыто более 70 имущественных преступлений и угонов автотранспорта.
- Еще одна головная боль начальника городской полиции – опорные пункты участковых уполномоченных...
- К сожалению, предыдущими градоначальниками все «опорники», которые имелись раньше, были розданы или проданы коммерческим структурам. За четыре года с новым мэром нам удалось вернуть 40, еще столько же обещают в ближайшее время. Ставим задачу – обеспечить всех участковых уполномоченных помещениями для работы с населением.
Один раз в месяц начальник полиции ведет прием граждан. На аудиенцию к нему записываются по 30-40 человек. И хотя время приема официально регламентировано – два часа, Ибрагим Абабакарович принимает всех, кто обращается к нему. Интересно, что большая часть проблем, которыми обеспокоены люди, не связана с охраной общественного порядка. Это и здравоохранение, и коммуналка, и городские дороги.
- Тагильчане очень болезненно воспринимают все, что касается ЖКХ. И они просто в отчаянии, когда даже прокуратура и полиция не могут им помочь. Что делать?
- Очень часто люди обращаются с вопросами, лежащими вне сферы моей компетенции. Но если у меня есть возможность помочь, я стараюсь это сделать.
Проводим проверки, возбудили массу уголовных дел, направленных в суд. В каждом конкретном случае ситуацию надо доводить до логического конца, чтобы от жульнической конкуренции между управляющими компаниями не страдали собственники жилья. К сожалению, из-за пробелов в законодательстве сделать это оказывается не просто. Не секрет, что на плутоватых дельцов в ЖКХ работают целые бригады адвокатов, которые находят лазейки в праве, и мы вынуждены прекращать уголовные дела.
Считаю, что отказных материалов не должно быть. Не должно быть безнаказанности. Когда нельзя применить статьи Уголовного кодекса, надо использовать гражданско-правовое законодательство. Для этого нужны поправки в законы или новые подзаконные акты.
Я готов заняться этой работой вместе с единомышленниками, которых, уверен, найду в высшем законодательном органе страны в случае моего избрания. Для меня интересы жителей Нижнетагильского округа всегда будут на первом месте. Свое слово я держу и делаю все, чтобы довести начатое до конца. Все, кто со мной работал, знают, что это так.
Полковник Абдулкадыров терпеть не может грубость и неуважительное отношение к людям. Всегда приветливый, внимательный ,и от подчиненных требует того же. Немало было случаев, когда он заставлял полицейских разных званий извиняться перед людьми, которых те обидели. Все в нижнетагильском управлении знают, что за хамство можно и со службы вылететь.
- С таким объемом задач вы, наверное, живете на работе?
- Действительно, дни пролетают настолько стремительно, что иногда даже не замечаю, что уже вечер. Мой рабочий день начинается в шесть часов утра с доклада дежурного, и заканчивается, при удачном раскладе, примерно в 23.30. Несмотря ни на что, утро начинаю с обязательных занятий спортом, минут 30-40. Потом приезжаю на работу. А там каждый день новые вопросы. Что-то контролирую сам, что-то поручаю заместителям и руководителям служб. У нас сплоченная команда единомышленников. С такими людьми можно горы свернуть.
- И все-таки, когда появляется свободное время, как Вы его проводите?
- У меня бывает один выходной, вернее, половина, в основном это воскресенье с 12 часов дня. Люблю общаться с детьми, встречаться с друзьями, проводить время на природе. У меня еще не использован отпуск за прошлый год. Да и отдохнуть полноценно не получается – две недели максимум. Последний раз были с женой в санатории в Башкирии.
При каждой возможности стараюсь хотя бы на несколько дней съездить на родину в Махачкалу, где у меня живет мама. Ей 85 лет, и мы с ней постоянно общаемся по телефону. Там же живут наши многочисленные родственники, которые всегда рады нас видеть.
А еще у Ибрагима Абдулкадырова двое взрослых сыновей 29 и 24 лет, старший живет и работает в Нижнем Тагиле, младший – в Екатеринбурге. Оба окончили гимназию № 18, получили там знания, позволившие без проблем поступить в высшие учебные заведения и успешно их закончить. Оба имеют достаточно высокие достижения в спорте.
- Наших читателей волнует еще один вопрос: если вы все-таки попадете в Государственную думу, как будет строиться ваша работа? Что, уедете в Москву?
- Никуда уезжать из Нижнего Тагила не собираюсь. Если тагильчане окажут мне честь и выберут меня, буду ездить на все сессии и заседания, но остальное время проводить здесь, в округе. Абдулкадыров место жительства менять не собирается.