Павла Яковлевича Попова нет на свете уже много лет, но живы его воспоминания о войне. Записи хранятся в семье его дочки, Нины Павловны Леончик. Она и ее супруг, Михаил Адамович, с трепетом показывают пожелтевшие тетрадные листочки.
Павел Яковлевич участвовал в финской и польской войнах, но о событиях тех лет рассказывал мало. Видимо, как говорит его зять, «в кожу и в кости не въелись». Другое дело - Великая Отечественная. Павел Попов служил в автобатальоне, прошел всю войну и окончил ее в Германии.
«Юго-Западный фронт. В августе 1941 года под Харьковом нашу дивизию окружил немец, - пишет ветеран. - Я не попал в окружение, потому что далеко увез раненых. До Сталинграда отступал в составе дорожного батальона. Комбат взял меня к себе, и я ездил по его поручениям на «полуторке». Добрались до Дона. Комбат вызвал меня и говорит: «Поехали к мосту». Войска уже перешли на другой берег. Довез его до моста, он слез и пошел на ту сторону наводить порядок. В это время налетели самолеты. Я лег под машину, спасаясь от осколков. Моего майора разорвало в клочья. Его принесли в ящике, который мы зарыли в землю... Немцы сорвали нашу оборону и пошли на Сталинград. Кончился Юго-Западный фронт, начался Сталинградский.
С 8 по 23 августа 1942 года немцы пустили на Сталинград 500 бомбардировщиков. Едем по улицам - дома горят, кирпичи валяются на дороге, жарко, того и гляди, бензин в баке загорится. Особенно бомбили побережье Волги. Нам нужно было переправиться на другой берег, но переправа горела. Подошли два катера, положили на них толстые доски, грузили по четыре машины. Пока переправлялись, все смотрели в воздух. Я был последним. Как только съехал с переправы, позади меня разорвалась бомба, врезалась в песок. Меня не прихватило, только завалило носовые части баркасов.
Позднее приказали принять старую автомашину «ЗИС-5». Дали резину, и я стал работать. Но вскоре все «трехтонки» с шоферами передали боевому автобатальону в селе Заплавное. Вот и пошли не спавши дни и ночи. Сами шоферы грузили снаряды, мины, возили прямо к пушкам, которые стояли на берегу Волги, напротив тракторного завода, в семь рядов. Приходилось возить и ракеты для «Катюши». Машин не хватало, работать не успевали. Все мы были немытые, небритые, закопченные, сон нас мучил.
… Второго февраля 1943 года наши войска разгромили немцев. Батальон занял оборону направлением на Ростов, стояла передышка. Но мы не отдыхали: возили снаряды к пушкам со станции Батайск. Немец бомбил станцию, где и ранило меня боевым осколком. Я упал на землю, это меня и спасло, да и не захватило позвоночник. Когда мы навозили достаточное количество снарядов, наши пушки загрохотали. Три дня били по траншеям врага, потом пустили танки, самолеты, пошла в наступление пехота. Немцы не выдержали, стали драпать, сразу отошли на 100 километров за озеро Сиваш и там остановились. Нам приказали сдать автомашины тыловым частям. Принимали их девушки со скамеек училища. Спрашивают, как стартер работает. А мы смеемся, вместо стартера показываем рукоятки: «Вот стартер, не портится!». Мы так «добили» машины, что ни в одной из них не было тормозов, скорости выскакивали, всюду висели рогатки.
На станции Джульфа, что на иранской границе, получили новые американские машины. Возили боеприпасы на передовые рубежи. В 1944 году очистили Прибалтику, нас перебросили своим ходом на Югославский фронт, прямо в столицу Белград. В Югославии похоронили одного своего шофера по фамилии Прошен, он попал под обстрел. А потом нам снова приказали сдать машины другому полку, а у них получить старые. Нам было жалко, но приказ есть приказ. И они куда-то поехали и попали в немецкую засаду. Половина машин была уничтожена, шоферы погибли. Вот, думаю, как нас туда не отправили! Подвезло.
Во Львове получили американские «МАКи» - десятитонные дизеля. Подивились, что машины такие большие, к тому же они были еще и быстроходными. Немцы, тем временем, все отступали, уже была освобождена Польша. На этих машинах приехали на фронт. Шел 1945 год. Наши войска подошли вплотную к Берлину и стали громить город, не жалея снарядов, в бой пошли танки, пехота, артиллерия. Немцы капитулировали.
Как сейчас помню, нам приказали ехать в город через Бранденбургские ворота. Машины поставили на площади. Город все дымился, а на рейхстаге уже был водружен красный флаг. На этом закончилась война. Все мы были рады, стреляли вверх. А потом в нашей части прошел митинг, начальник штаба объявил, что война закончилась, но нам придется поработать, так как машины большие, будем возить в Россию заводское оборудование по репарациям. Отпустили нас 18 ноября 1945 года.
Писал с красноармейской книжки Павел Яковлевич Попов».
На фото: Павел Попов, фото сделано в день 40-летия Победы.