– Но в прошлом месяце мне предложили отказаться от проводного радио, - сообщила Раиса Романовская. – Взамен выдали приемник «Нейва РП-221». Оказалось, что он работает очень плохо: шумит, а иногда и вовсе не может настроиться на нужную волну.
Из дома пенсионерка почти не выходит. Свежие новости, авторские передачи и радиоспектакли скрашивают единообразие будней. Телевизор полностью заменить радио не может: зрение уже не то. Надежда на FM-приемник не оправдалась, качество вещания ухудшилось в разы. К тому же, убеждена тагильчанка, проводное радио используется для оповещения населения в случае ЧС, ликвидировать его никак нельзя.
Чем вызвана замена проводного радио на эфирное и можно ли восстановить радиоточку, - с этими вопросами мы обратились к руководству «Ростелекома».
- Развитие современных услуг связи приводит к деградации проводного радиовещания, - объясняет пресс-секретарь Екатерина Нечаева. - Это закономерный процесс, достаточно вспомнить популярные в 90-е годы пейджеры, на смену которым пришли сотовые телефоны. Спрос на проводное радио отсутствует. За последние десять лет подавляющее число абонентов отказалось от этой услуги, новых заявок на подключение нет. Деградирует инфраструктура радиовещания. При ремонте крыш все провода и стойки зачастую самовольно демонтируются, затраты на восстановление линий оператору связи не компенсируются, доступ на кровлю для проведения восстановительных работ ограничивается. Компания нашла возможное решение проблемы. Взамен услуги проводного радиовещания абонентам выдаются FM-приемники за условную стоимость 1 рубль. Их преимущества очевидны: возможность слушать радио бесплатно, мобильность (FM-приемник можно переносить по дому и даже брать с собой на дачу), значительно больший выбор радиостанций, в том числе, доступны все местные включения.
Важно понимать, что, согласно положению о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, радио – это лишь один из многих способов оповещения населения. В случае возникновения ЧС используются все средства: сети мобильной связи, телевидение (которыми охвачены практически 100% граждан и домохозяйств), звуковое вещание и т.д. Соответственно, нет документов, определяющих проводное радио как основной инструмент оповещения. Более того, в настоящее время его эффективность мала: радиоточками пользуются лишь от 1% до 6% домохозяйств в зависимости от территории.
Вывод, который сделала Екатерина Нечаева, неутешителен: если абоненту предложили отказаться от радиоточки, значит, нет технической возможности ее обслуживать. Вернуться к проводному радио не получится. Если же приемник не работает, следует обратиться в салон связи, где выдавалось оборудование, пояснили в «Ростелекоме».